1976-й был звездным годом для Лауды. Он лидировал в общем зачете по итогам семи гонок, из них выиграл пять. Казалось, австриец станет чемпионом мира второй раз подряд и победит своего главного соперника – англичанина Джеймса Ханта. Лауда был фаворитом заезда в Германии. Но на втором круге его болид вынесло с трассы, подвела подвеска. Машина загорелась.
Пилота зажало между двумя блоками. Лицо и голова сильно обгорели, он впал в кому. Даже медики не верили в чудесное спасение. Но австриец выжил!
Лауда вернулся на трассу через полтора месяца после выписки из больницы. Он стал носить красную кепку, чтобы скрыть шрамы. До самой смерти этот головной убор был визитной карточкой гонщика. Лауда умер два года назад – отказали легкие. Медики уверяли: это последствия той самой аварии – вдохнул слишком много токсинов.
Эксперты не скрывают: все стандарты гонок написаны кровью. Каждое ужесточение требований к экипировке или конструкции болидов появилось не на пустом месте. Например, на каждом профессиональном комбинезоне есть специальные погоны. Именно за них вытаскивают из кокпита гонщика после аварии.
Экипировку каждый подбирает сам
Профессиональная гонщица Татьяна Елисеева – многократный призер российских и европейских чемпионатов. Участвовала в знаменитом ралли по бездорожью "Шелковый путь". Говорит, экипировку каждый спортсмен подбирает сам. Даже спонсоры не вмешиваются.
"Я знаю такие моменты, когда и пилот, и штурман горели в автомобилях. И во всех случаях это было удачное спасение. Все вовремя покинули автомобиль, никто не обгорел. Главную роль сыграл материал, правильность экипировки. Даже нитки, которыми пришиваются спонсорские нашивки, тоже из негорючих материалов", – делится Татьяна Елисеева.
Руки и ноги – самые уязвимые части тела гонщика. Однако перчатки и ботинки все еще тестируют по старым нормам: 12 секунд в огне. В отношении этой части экипировки требования также ужесточат.