window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
09 ноября 2023, 10:34

Дети и гаджеты: четыре опасных признака зависимости

Психологи рассказали о пользе и вреде гаджетов для детей
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Мама и дети смотрят в смартфоны
Фото: © Global Look Press/Philipp Hympendahl/imageBROKER.com

Одна из самых сложных тем, с которой сталкиваются родители в современном мире – это, конечно, тема гаджетозависимости детей. Эта тема сложна еще и потому, что взрослые пока сами не очень хорошо научились балансировать между своей продуктивностью, своим физическим и ментальным здоровьем и желанием постоянно проверять свои мессенджеры и проводить время в соцсетях. 

РЕН ТВ пообщался с психологами и выяснил, чем полезны и вредны гаджеты для детей, как предотвратить зависимость от телефонов и планшетов, а также как научить детей жить счастливо без игр, приложений и соцсетей. 

Польза гаджетов в развитии и воспитании детей

Польза гаджетов для развития детей

Гаджеты вошли в нашу жизнь прочно и надолго, и, естественно, в жизни детей они тоже присутствуют. Именно по этой причине данная тема вызывает множество споров, потому что каждый родитель задумывается о том, в каком возрасте давать своему ребенку телефон или планшет и стоит ли это вообще делать. 

Детский психолог Сусанна Баринова считает, что гаджеты во многом полезны для детей: они помогают в развитии и обучении, расширении кругозора и т.д. Важно – научить ребенка правильно ими пользоваться. 

Если мы говорим о детях до пяти лет, то, конечно, у них не должно быть гаджетов. Максимум, что может быть, – они могут посмотреть мультики только под вашим контролем и с вашего телефона, либо с вашего планшета. Если мы говорим о дошкольниках и младших школьниках, то я уже допускаю здесь использование гаджетов под контролем родителя, все приложения должны быть развивающие, помогающие ребенку в обучении и в развитии необходимых навыков, как память, внимание и мышление. Сусанна Баринова

"Если мы говорим о младших подростках и подростках, то здесь я категорически против запрета использования гаджетов. Это то же самое, что вы предложите ребенку полностью изолироваться из реальной жизни. Если мы запрещаем гаджет, то ребенок теряет связь вообще с внешним миром, к сожалению или к счастью", – отмечает детский психолог.

Фото: © Global Look Press/Sigrid Gombert/imageBROKER.com

Иными словами, без гаджетов детям сложно жить в современном мире, но родителям важно контролировать то, что они в них делают. 

Стоит помнить, что дети берут пример с родителей, которые в последнее время тоже часто сидят в телефонах и планшетах. Это может быть связано с тем, что взрослые устают на работе и таким образом, придя домой, пытаются отдохнуть. Этот отдых психолог называет пассивным.

"Родители часто считают, что, если ребенок сидит в телефоне, значит, он обязательно там играет или что-то делает плохое. Нет, ребенок учится, посещает дополнительные кружки. Он имеет право на каких-то там 10-15 минут зависнуть и пролистать эти видеоролики, но опять же, я повторюсь, ответственность по ограничению времени лежит на нас, на родителях", – считает Баринова.

Еще одна причина, по которой дети сидят в телефонах, – они там общаются со своими друзьями. У них для этого есть отдельные группы и чаты. К тому же благодаря интернету и соцсетям дети пытаются добиться успеха, повысить свой авторитет. Они снимают короткие видео, за которые получают лайки, а вместе с этим признание со стороны одноклассников и друзей. 

Фото: © Global Look Press/uwe umstätter/imageBROKER.com

По мнению Сусанны Бариновой, в этом нет ничего плохого – просто таким образом школьники самовыражаются, пытаются найти себя, понять, что им нравится. А вот маленькие дети очень хотят о ком-то заботиться, кого-то любить, дарить свою любовь и внимание. Если у них нет младших братьев и сестер или домашних животных, то они заводят питомцев в специальных приложениях. 

Есть многие обстоятельства и причины, когда родители не могут завести домашнее животное, и ребенок заводит себе питомца в телефоне. Ему это нужно, ему нужно отдавать куда-то все чувства, эмоции. Здесь как раз питомец в онлайне может помочь ребенку научиться заботиться о том, кто слабее, о том, кто нуждается в этом. Сусанна Баринова

Психолог советует родителям помогать детям и рассказывать им о том, как устроен интернет. Баринова также рекомендует устанавливать программы с родительским контролем. Не стоит считать это слежкой или повышенным и тотальным контролем.

Это забота и защита своего ребенка. Это про безопасность ребенка на просторах интернета. И надо с ребенком в первую очередь, конечно, договориться. Сказать, что вы установите родительский контроль на телефон. Сусанна Баринова

"Часто дети считают, что вы нарушаете границы, могут быть противоречия в этом вопросе. Дети не хотят, чтобы был родительский контроль установлен. Ну тут опять задача – договориться, что родительский контроль нужен на период, пока ребенок не научится отличать хорошее от плохого. И как только он поймет, что вы на самом деле о нем заботитесь, не хотите быть тотальным контролирующим родителем, согласится и пойдет на компромиссы", – говорит Баринова.

Вред гаджетов для детей

Чем опасны гаджеты для детей

Конечно, гаджеты не только полезны, но и вредны для детей. Сусанна Баринова отмечает, что в Сети много мошенников и злодеев, которые хотят навредить детям. Поэтому родителям и стоит следить за тем, в каких приложениях и соцсетях находятся дети, с кем они общаются и дружат онлайн. Ведь в интернете много так называемых черных психологов, которые отлично знают, как расшатать эмоционально детей.

Поэтому надо быть очень внимательным и стараться договориться с детьми о том, что вы просматриваете чаты. Наверное, вот эти мессенджеры и чаты, сообщества – это сейчас самая опасная территория на просторах интернета, где дети могут попадать в ловушки. И это сложно отследить правоохранительным органам, но родитель должен быть всегда начеку здесь. Сусанна Баринова

Психолог советует обращать внимание на психологическое и эмоциональное состояние своих наследников. 

"Если ваш ребенок становится замкнутым, прячется с телефоном, у него частая смена настроения – от веселого до грустного, у него становится меньше друзей. Он от вас явно что-то скрывает. Он где-то задерживается, проводит время в неизвестных для вас местах, задает странные вопросы, которыми раньше не интересовался, заводит каких-то новых друзей. То есть все это вкупе должно вас насторожить. Это яркие сигналы того, что ребенок, возможно, попал в какое-то сообщество, где кто-то его направляет по ложному пути", – призывает обратить внимание детский психолог.

Поэтому не стоит бояться того, что вы будете контролировать детей и их пользование гаджетами. Просто нужно договориться с ними, что вы это делаете с пользой для них. К тому же если ребенок вступает в какое-то сообщество, то ему чего-то не хватает дома. Например, внимания, заботы, любви – и все это он хочет получить от других людей, которые якобы могут это дать. Поэтому родители должны следить еще и за отношениями в семье и эмоциональным состоянием своего наследника.

Родители и гаджеты: как взрослым подавать правильный пример

Родители и их пользование гаджетами

Поведенческий терапевт Елена Калашникова тоже считает, что взрослым нужно принять тот факт, кто гаджеты – неотъемлемая часть жизни современного общества, в том числе и детей. 

"Мы позволяем нарушать правила использования, когда нам это выгодно: "Ну ладно, посиди еще у экрана". Не инструктируем своевременно и регулярно о правилах безопасности: что необходимо создавать сложные пароли и менять их регулярно, что ничего нельзя о себе никому рассказывать и отправлять фото, что не все, что пишут, правда и т.д.", – говорит Калашникова.

Психолог считает, что у многих мам и пап наблюдается зависимость от телефонов из-за желания все контролировать на работе, развивается трудоголизм, а из-за этого часто их психика становится нестабильной. Елена Калашникова советует взрослым следить за тем, сколько они сами проводят времени в Сети, и стараться научить этому ребенка. 

Виртуальный мир не должен заменять реальный. Прогулки, живое общение, встреча с искусством, чтение книг, созидательная деятельность, физический труд, игровые виды спорта – это островки стабильности для здоровья и психики, которые пока не доступны искусственному интеллекту и позволяют человеку оставаться человеком, а не превращаться в чат gpt. Елена Калашникова
Фото: © Global Look Press/Liz Gregg/moodboard

Также психолог дала рекомендацию по использованию экранного времени. 

  • В возрасте от 0 до 18 месяцев: только видеочат с близкими.
  • 18–24 месяца: не более одного часа развивающей программы со взрослыми.
  • 2–5 лет: от нуля до трех часов, но в будни один час и не более трех в выходные.
  • 16–17 лет: два часа в будни не обучающего контента. При этом нужно стремиться ежедневно поддерживать следующую активность – спорт, прогулки на свежем воздухе, здоровый сон, приемы пищи без гаджетов.
  • Взрослым лучше использовать интернет для себя не более 2–4 часов времени в развлекательном режиме и не обучающего контента.

"Старайтесь дозировать, делать перерывы и не залипать в Сети часами. Освобождайте время на часы без гаджета. Это очень важно. И поддерживайте физическую активность", – советует Елена Калашникова.

Как научить детей жить счастливо без гаджетов

Как научить детей жить счастливо без гаджетов

Нейропсихолог Татьяна Штейн считает, что родители могут приучить детей к тому, что счастливо можно жить и без гаджетов. Важно – не развить зависимость от телефонов, планшетов и компьютеров. По словам эксперта, механизм формирования гаджетозависимости с точки зрения физиологии такой же, как формирование любого другого типа зависимости, будь то алкоголь или курение. 

Татьяна Штейн выделяет четыре критерия, которые характеризуют зависимость.

  • Первый критерий. Это чрезмерное потребление с потерей ощущения времени. Люди садятся проверить соцсети только на пять минут, как вдруг понимают, что уже прошел целый час.
  • Второй критерий. Это нарастающая потребность в увеличении потребления. Взрослые видят, как дети хотят все больше и больше играть или проводить время в соцсетях.
  • Третий критерий. Это бурная реакция на изъятие: могут быть приступы агрессии или депрессии.
  • Четвертый критерий. Это негативные последствия. Могут быть обманы, споры или социальная изоляция.

Штейн отмечает, что большинство детей говорят о том, что никогда не получали никаких инструкций от родителей по поводу того, как использовать гаджеты. Это самая большая ошибка, которую допускают мамы и папы.

Фото: © Global Look Press/FrankHoermann/SVEN SIMON
Когда наши дети получают телефоны или планшет важно, чтобы это право получить гаджет воспринималось как привилегия, которую дают родители и вместе с тем они устанавливают правила игры. Здорово, когда несколько правил будут действовать одинаково для всех членов семьи. Ну, например, когда все завтракают или ужинают вместе, хорошо, чтобы телефоны полностью исчезли с наших столов. Татьяна Штейн

Вечером перед сном всем членам семьи можно класть гаджеты в одно место. Также можно поговорить с ребенком об альтернативах: если у него забирают телефон, что бы он хотел получить взамен. 

"Вводите договоренности с вашими детьми. И я уверена, что эти правила станут понятнее не только для детей, но для вас самих", – заключает Татьяна Штейн. 

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1159690 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1159690')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1159690", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1159690', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1159690(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1159690(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })