И тут же в западных СМИ последовала новая волна антироссийской "чернухи", публикации явно преследуют одну цель — напугать граждан ЕС, раздуть негативные настроения. Тут-то и пригодился услужливый шведский таблоид с его ярлыком "исторический враг".
Потомки храбрых викингов смелостью, похоже, давно не отличаются — по крайней мере те, которые служат в этом популярном издании, перелопачивая и удобряя старые страшилки. Прежде они поднимали шумиху про советские подлодки, якобы замеченные в территориальных водах их королевства, теперь пугают читателей новыми российскими ракетами. А четыре года назад облегчили бюджет своего Министерства обороны на миллионы крон, заставив проводить военную операцию по поиску мифической российской субмарины в акватории Стокгольма. Ловили ее чуть ли не бреднем, прочесывали дно с водолазами. В итоге оказалось, что за "русскую подлодку" СМИ приняли какое-то гражданское судно. Наверняка не случайно спутали, сенсация была многим политикам на руку.
Шведские историки тогда с ехидцей припомнили, что шпиономанией газеты их королевства страдали еще сто лет назад — тогда, правда, писали не о подлодках, а о русских точильщиках ножей. Тех бедных кустарей, ходивших в поисках заработка по шведским городам, газеты обзывали не иначе как "военными лазутчиками из России".
Полтавский синдром
Мне много раз приходилось бывать в Швеции, народ в этой стране доброжелательный, к русским относятся даже помягче, чем наши соседи финны. Но про войны с Россией в Стокгольме помнят, пожалуй, лучше, чем мы. Споры за прибалтийские земли со Швецией наши предки вели аж с XII века.
Войны шли с переменным успехом, но даже в ту пору, когда Русь была под ордынским игом, князь Александр Невский смог разбить шведское войско.
В XV веке крепко потрепал шведов Иван III, русские войска разрушили крепостную стену Выборга. В следующем столетии со шведским королем успешно воевал Иван Грозный, заставив его пойти на уступки и просить мира.