Вирус, запущенный создателями ИГИЛ, оказался куда заразнее и опаснее, чем предполагали. Мне думается, что аль-Багдади была отведена роль исключительно первой инфицированной единицы, которая заразила сначала окружавших его людей, а затем уже абсолютно бесконтрольно начала распространятся по планете. В этом смысле уместна аналогия с многочисленными постапокалиптическими фильмами, где один вирус, выпущенный из пробирки, заражает планету, как это было в "28 дней спустя" или в блокбастере "Я - легенда". С той лишь разницей, что с инфицированными происходят не физиологические, а ментальные изменения. И в этом смысле становится очевидно, что фигура аль-Багдади с самого начала задумывалась как чисто номинальная позиция.
Аль-Багдади за всю свою карьеру "халифа" (которым он сам себя провозгласил) лишь дважды появлялся на видео с интервалом в пять лет. Это можно объяснять как угодно - мерами безопасности, сакральной ролью "халифа" в принципе. Но, на мой взгляд, всё проще - инфекция конкретно этого религиозного радикализма была придумана таким образом, чтобы не нуждаться в конкретном лидере, в его постоянном присутствии даже в информационном пространстве.
Чтобы игиловцы шли и устраивали теракты, подрывали себя на рынках и в атаках - им не нужно было вдохновляться речами или наставлениями вождя так, как это было принято в военной истории человечества. Их вдохновляла сама инфекция. В этом смысле аналогия с зомби опять же актуальна, так как у них нет ярко выраженного лидера. Они смертельно опасны сами по себе. И, на мой взгляд, это и есть главный вызов для того, что мы называем современной цивилизацией. Борьба с ИГИЛ не может закончиться на ликвидации конкретных персон. Получается, что даже в случае убийства аль-Багдади сама болезнь не побеждена и щупальца продолжают поражать здоровые клетки.