– Ты запросил российское гражданство. Это очень важная и интересная история. Но прежде всего расскажи, когда и почему ты решил стать военным репортером? Как оказался на Донбассе?
– Я решил отправиться на Донбасс после начала специальной военной операции, потому как я видел, что рассказывают в европейских СМИ о России, как там отрицают сам факт существования киевского неонацизма. Я ведь историк по образованию. Я знаю о фашистских подразделениях, коллаборационистах на территории Украины еще в советское время. Когда я приехал в зону СВО, то увидел: история повторяется. Люди, прославляющие Бандеру, бомбят Луганск, Донецк, другие мирные города, – рассказал журналист из Италии Андреа Лучиди.
– Что ты там увидел? И похоже ли это на то, что рассказывают в западных медиа?
– Когда я впервые приехал в Мариуполь, одна местная жительница рассказа мне, что творили бойцы "Азова"*. Она плакала и говорила, что видела азовцев, которые расстреливали машины с мирными жителями. Я и сам вскоре столкнулся с агрессией украинских военных. Они охотились на меня с дрона, – вспоминает Андреа Лучиди.
– Какие самые страшные вещи ты видел в Донбассе, в Луганске?
– Когда я приехал в Северодонецк, то увидел там два изуродованных тела – это были местные жители, которые сотрудничали с Россией. Их сожгли нацисты из "Правого сектора"* так же, как это делали фашисты во время Второй мировой. ВСУ до сих пор бомбят Северодонецк, атакуют мирных дронами. Все это ужасно, – признал Андреа Лучиди.
– Ты делал репортаж о пытках мирного населения со стороны ВСУ?
– Я был в мариупольской так называемой библиотеке. Когда город был под властью украинских военных, там была тюрьма СБУ. И я общался с людьми, которые прошли через ужасы этой тюрьмы. Людей пытали, били, заталкивали в холодильные камеры. Одна из женщин, с которой я записывал интервью, сказала, что ее изнасиловали, – рассказал итальянский журналист.
– Расскажи, что с тобой произошло на станции в Милане?
– В январе 2023 года, когда я вернулся в Милан из своей командировки, меня остановила полиция. Меня отвезли в участок, стали допрашивать, спрашивали, в каких российских городах я был, что там делал. А позже появилась статья, где журналисты обвиняли меня в пропаганде, в том, что я ношу куртку с нашивкой Z, хотя многие из них сами расхаживают в трезубцах, и ничего. Потом появились призывы ввести против меня санкции, – рассказал Лучиди.
– Так ты, Андреа, агент Кремля?
– Европейская пропаганда это именно так и определила. Но я как раз не агент пропаганды, а репортер. Рассказываю то, что происходит на самом деле, – заключил итальянец.
* Запрещенное в РФ украинское националистическое формирование, признано террористической организацией.