в удобном формате
Новый тренд на рынке труда сейчас задают и так называемые зумеры. Молодые люди все чаще без предупреждения и объяснения причин покидают свое рабочее место или могут не вернуться из отпуска.
Явление стало настолько массовым, что даже получило собственное название – "гостинг". Как работодателю защититься от таких сотрудников, узнала корреспондент РЕН ТВ Кристина Морозова.
"Уйти в разгар рабочего дня сотрудник может, пожалуй, только по одной причине. Весомой, кстати. Это обеденный перерыв. Законный час можно потратить на все, что угодно. Например, прогулка в парке в полной тишине. Так сказать, переключиться. Или все 60 минут просто наслаждаться обедом. Главное, потом перебороть лень и заставить себя вернутся в офис. Как показывает практика, такое волевое решение принять могут сейчас далеко не все", – сообщила корреспондент.
Зумеры снова задают тренды. Не успев выйти на первую серьезную работу, поколение Z без всякого угрызения совести в один момент решает на нее больше никогда не возвращаться. Оказывается, так было можно.
"Это, наверное, процентов 30 кандидатов. Кому-то стыдно признаться, что ему не понравилась работа. Кто-то получает более выгодное предложение. Причин очень много, но, так как человек пропадает, очень сложно выявить истинную причину", – сообщила работодатель Анна Коваль.
Помимо бесконечного обеда, есть еще куча вариантов, как в один миг избавиться от работы. Например, взять отгул и пропасть, договориться на собеседование и перестать отвечать на звонки. А это, пожалуй, самый изощренный способ.
"Спустя три месяца человек попросил отпуск, и мы его отпустили. Человек прошел испытательный срок, хорошо себя проявил. Он попросил на две недели, мы решили, что можем его вполне отпустить. Мы его отпустили, и парень пропал", – дополнила работодатель Галина Меркулова.
Оправдания, почему с работой молодые сотрудники расстаются легко, есть. Юрист с красным дипломом, Никита, проработал 2 дня. При трудоустройстве обещали реальные дела, походы в суд, но на деле.
"Реально занимался не составлением договоров, а я просто ксерил одни бумаги, приносил их на стол руководителю. Во второй день, когда я приехал, лил просто ужаснейший дождь, мне сказали: "Тебе нужно отвезти документы в четыре места быстренько". Я проехал часть станций, подумал – нет. На работу больше так и не вышел", – рассказал он.
Такому несерьезному отношению к работе уже дали определение – "гостинг". По словам психологов, активно сбегают с работы люди молодые – от 18 до 25 лет.
"Это люди, которые выросли в профиците всего, в достатке всего, в богатстве, в избытке. Если говорить простым языком, разбалованные люди. У них нет вот этих вот регулирующих механизмов поведенческих. Что для них работа? Для них работа – это баловство, игра", – сообщила психолог Ирина Смолярчук.
Но четкого портрета такого горе-сотрудника работодатели составить вряд ли смогут. Определить, как быстро сбежит кандидат с работы, при первой встрече невозможно. Маленький сигнал – частая смена работы. HR-специалисты отмечают: если за полгода было минимум два места работы, это тревожный сигнал.
"Когда ты поработаешь с человеком чуть побольше, в течении испытательного срока, какие-то факторы начинают проявляться. Человек не старается много времени уделить работе, пораньше уходит с нее. Какие-то дни берут в отгулы, какие-то за свой счет", – дополнил HR-директор Илья Варакин.
Бегунов не то что трудно определить. Работодатель от них никак не может защититься. Если между сторонами заключено соглашение гражданско-правового характера, ГПХ, то в нем прописаны обязанности исполнителя и заказчика. Местоположение того, с кем заключен договор, не контролируют. Заказчику важен лишь результат. В трудовом договоре же прописаны обязанности работника и работодателя.
"Трудовой договор – это очень интересный документ, в котором жестко в Трудовом кодексе в 57 статье прописано, что там должно быть, чего там не должно быть. Что там может быть прописано при некоторых обстоятельствах и вносить какие-либо условия, которые будут ухудшать положение работника, запрещено. Гражданские юристы вписывают туда разные всякие положения, как раз вспоминая это правило, что в договор можно внести все, что угодно, главное, чтоб стороны подписали", – уточнила юрист Елена Федорова.
За такое работодателей штрафуют на 100 тысяч. В ситуации, когда сотрудник просто сбегает с рабочего места, страдают компании. Если сотрудник без всяких на то причин пропал, он "зависает" в базе и становится "мертвой душой", за которую в течении года нужно отчитываться во все инстанции. Так прописано в законе.
Но, если у "бегуна" электронная трудовая, устроится на новое место на полную ставку он не сможет. В базе будет висеть пометка, что сотрудник уже трудоустроен. А значит, появится на прошлом месте работы ему все же придется.