в удобном формате
В Оренбурге произошла страшная трагедия. Там после нападения стаи бездомных собак погиб ребенок. Жители города подтверждают – они много раз обращали внимание местных властей на эту проблему, но дальше обещаний ее решить дело не сдвинулось. Более того, была попытка обвинить в случившемся семью мальчика. И на то, как выяснила корреспондент "Известий" Алиса Паршакова, есть причины. Судя по ее расследованию, бюджет, выделенный на решение проблемы бездомных животных, превратился в неплохую кормушку.
Как произошла трагедия
Окраина города. Район Маяк. Здесь бродячие собаки растерзали восьмилетнего Максима. Гибель страшнее, кажется, представить невозможно.
Трагедия произошла в гаражах на Кольцевой. Кооператив больше напоминает свалку, его даже взрослые стараются обходить стороной. Уже много лет здесь живет свора бездомных собак. В тот роковой вечер Максим гулял с другом, как вдруг на них накинулись псы. Мальчик попытался скрыться в гаражах, но здесь они его повалили и растерзали. На крики второклассника прибежали взрослые, но было поздно.
"Я лопату беру и бегом туда. Вначале подумал, что кошку разодрали. Самому страшно было подходить, огромная стая", – вспоминает очевидец Александр Больших.
Тетя Максима не дает интервью. Слишком тяжело говорить. Она воспитывала племянника после того, как мама мальчика, ее сестра, погибла в автокатастрофе.
Реакция мэра Сергея Салмина
Нам удалось найти кадры той самой стаи. Спустя два дня после гибели ребенка их снял Вячеслав Антонкин, специалист по отлову животных. Говорит, что свора работала слаженно, двигалась шеренгой.
– Очень похоже, что внутри стаи появилась собака с навыками дрессуры.
– Где сейчас та стая?
– Я думаю, там, никуда не делась. Она держит территорию. Это как лотерея, кто завтра погибнет и где.
Но мэр Сергей Салмин отчитался: псов-убийц якобы поймали. Правда, показывать их не спешат, давать интервью тоже. Лишь на третий день мы добились встречи с главой города.
– Тех собак в тот же вечер и отловили.
– Мы говорили с подрядчиком, он говорит, что ни одну из них не поймали, ваш подрядчик врет?
– Почему врет, трудно, в общем-то, понять, какие собаки загрызли. Они ж мигрируют с места на место. Такой вопрос провокационный с вашей стороны.
Мэр Салмин любит, когда интервью проходят в дружеской атмосфере. Тогда он раскован и смел. Объясняет, в каких ситуациях надо "дать в морду".
"За свои слова отвечать же нужно. Выросло целое поколение, которое за свои слова не получало ни разу в морду. А в морду – это больно", – говорил он на одном из интервью.
За бродячих псов, которые захватили Оренбург, видимо бить не надо. Хотя родители шестилетней Саши, которую едва не растерзали собаки, может и хотели бы. Как и другие горожане, на жалобы которых чиновники не обращают внимания.
"Бесполезная" работа или преступная халатность
По подсчетам мэрии, в Оренбурге семь тысяч бездомных псов. Отлову и стерилизации – согласно плану – подлежат только 200, но потом даже их вернут на улицы. Усыплять нельзя, а приютов в достаточном количестве нет.
"Это бесполезная работа, мне жалко свои руки и мне жалко бюджетные средства – бесполезно", – заявила директор компании по отлову бездомных животных в Оренбурге Татьяна Романова.
Что не мешало Романовой получать господряды. Правда, в этом году Оренбург выделил в два раза меньше, чем в прошлом, – 2,5 миллиона рублей. Для сравнения, вот такая псевдоумная остановка обошлась городу почти в три миллиона. И даже на охрану оренбургских чиновников в Москве выделили больше, чем на отлов бродячих стай, – три миллиона рублей!
Местные чиновники кивают на федеральный закон. Последние пять лет отстрел животных запрещен, их обязаны стерилизовать и содержать под надзором. Но таких учреждений в Оренбурге всего четыре.
Сейчас в городе переполнены все приюты. Они могут разместить только две тысячи собак, причем все это содержится на частные средства: на деньги волонтеров и на пожертвования. Город никак не помогает.
Конкурс на строительство приюта разыграли еще в прошлом году. Только проект оценили в четыре миллиона рублей. Разместить в нем должны 500 собак. Остальные 6,5 тысячи, видимо, так и останутся на улице.
"Это преступная халатность – это точно. Вместо того чтобы ввести там режим ЧС, организовать отлов, изолировать агрессивных животных. Ничего не было сделано", – заявил первый зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
Что делать?
Все чаще звучат предложения – обсудить возможность использовать в отдельных случаях эвтаназию как способ регулирования численности бродячих животных. Еще вариант: особый санитарный режим, допускающий экстренные меры.
"У нас не работает та модель, которая могла бы работать, допустим, на Западе. У них нет такого количества пустырей, как у нас. Нет такого количества условий для размножения бездомных животных", – сказал юрист, политолог Илья Ремесло.
Как бы страшно это ни звучало, но чем больше вникаешь в проблему, тем чаще мысли о гуманном отношении к животным вытесняет понимание: собака зачастую хищник.
В январе в Новосибирске стая загрызла мужчину. А это уже кадры из Астрахани. В марте жертвой бродячих псов стала женщина. Ее даже опознали с трудом. В Красноярске – нападение на садовода и тоже смертельный исход.
Уголовные дела, как правило, возбуждаются по статье "Халатность, повлекшая смерть по неосторожности". По такому обвинению в Оренбурге и был задержан начальник управления местного ЖКХ, который контролировал контракты на отлов бездомных животных. Суд отправил Анатолия Байкарова под домашний арест. Чиновник себя виновным не признает.
Только в прошлом году 250 тысяч пострадавших. Десятки погибших. 13 лишь за последние четыре месяца.
Появления в российских городах живодеров не хочет никто. Но пока чиновники и подрядчики грызут бюджет, из приютов на улицы возвращаются собаки, в которых остался инстинкт убийцы.