В Париже посетители 15 декабря так и не дождались открытия Лувра. Многострадальный музей опять на первых полосах газет. Сотрудники объявили бессрочную забастовку, устав наблюдать за тем, как символ страны разваливается на глазах. Виновником этого назван президент Франции Эммануэль Макрон, который тем временем замахнулся в буквальном смысле на святое. Французы пытаются отбить у властей право на исторический облик собора Парижской Богоматери. О культурном кризисе во Франции – в сюжете корреспондента РЕН ТВ Александра Бенгерского.
"Лувр буквально захлебывается от непрерывного потока туристов. Его инфраструктура была рассчитана на вдвое меньшее количество посетителей. Ну а штат Лувра за последние годы был сокращен аж на 200 человек", – сказал корреспондент.
Агония макронизма – это политический абсурд, замешанный на реальных потерях: социальных, экономических и, пожалуй, самых болезненных – культурных. Коллекция Лувра пережила французскую революцию и две мировые войны, но не правление нынешней администрации. Закономерный итог – бессрочная забастовка профсоюзов и сотрудников музеев, тех, кому небезразлично наследие страны.
"Общее настроение – полное изнеможение и раздражение. Персонал просто выжат. Когда за 15 лет теряешь 200 рабочих мест, неизбежно возникает ощущение утраты ориентиров: у нас больше нет ресурсов, чтобы выполнять нашу повседневную миссию государственной службы – сохранять культурное наследие", – рассказал член профсоюза работников Лувра Кристиан Галани.
Ограбление Лувра – прямое следствие системного ослабления государственных институтов Франции. Персонала катастрофически не хватает. Реставрация здания и система безопасности существуют только на бумаге.
Преступление воспринимается как насмешка над французскими властями.
"Рыба гниет с головы, как говорил Мао Цзэдун. Старинные книги затоплены, персонал в течение месяцев предупреждал: "Смотрите, потолок протекает". А руководство все еще на месте. То есть небольшой мирок, живущий в своем замкнутом пространстве, защищающий себя, и пока не решится эта проблема "головы", не стоит требовать от "рук" работать лучше", – отметил вице-президент французской конфедерации трудящихся Жозеф Тувнель.
Но не Лувром единым подпитывается кризис. На культурной карте противостояния правительства и народа – едва не сгоревший Нотр-Дам-де-Пари, который решили осовременить, добавив новые спорные элементы.
"Мы в самом сердце Парижа. У меня за спиной собор Парижской Богоматери. В 2019 году здесь был страшный пожар, но чудом витражи собора уцелели. Теперь им грозит новая опасность – их хотят заменить", – сообщил Бенгерский.
Вместо исторических витражей XIX века – изображения, изготовленные современной художницей Клер Табуре, у которой свой взгляд на библейские сюжеты. Почти все персонажи с темным цветом кожи, чтобы быть ближе к мигрантским кварталам, и искаженными пропорциями. Макеты показали публике на выставке в Гран-Пале, люди ужаснулись.
"В этом есть некий налет показного "блеска", даже китча. Нужно сохранить душу собора. Быть может, добавить что-то новое, но при этом обязательно оставить главное в его подлинном виде, с его характером. Меня, честно говоря, шокирует замена того, что вовсе не нуждается в замене", – поделился Лоран Сен-Томас.
Гнев французов вылился в петицию за сохранение исторического наследия, которую подписали уже больше 300 тысяч человек. Но Макрон упорно продолжает продвигать проект, на который, кстати, ушло почти 4 миллиона евро, в то время как страна на дне долговой ямы, а в музее страны номер один буквально не на что починить потолок.
Это первый понедельник за много десятилетий, когда двери главного музея Франции остались под замком.
РЕН ТВ в мессенджере МАХ – главный по происшествиям
