"Его слова были очень своевременными. Одна его фраза стабилизировала цены на энергоносители. Это очень хорошо отразится на газовом рынке сегодня и в будущем", – убежден Джо Канг, президент Международного газового союза.
Холодный душ для раскаленных бирж. Путин исправляет ошибки Еврокомиссии, и голубое топливо тут же теряет больше половины своего ценника. Утром деловая пресса Старого света выносит в заголовки: российский лидер в одиночку способен сделать то, что не получается у десятков брюссельских чиновников.
"Предложение перейти на биржевую торговлю газом было сделано и потом продвигалось, было продвинуто экспертами Еврокомиссии прошлого созыва, в основном британскими экспертами. Где теперь эти британские эксперты, так и где теперь их предложение – понятно, а потребители в континентальной Европе, безусловно, страдают от реализации этих предложений, но вообще-то биржевая торговля, надо еще раз это обсудить, давайте сделаем это, обсудим, если это собьет ажиотажный спрос, то можно это сделать, только не в ущерб себе, конечно", – заявил Путин.
Долгосрочные контракты – схема, по которой голубое топливо десятилетиями шло на запад. "Газпрому" это позволяло без рисков вкладывать деньги в развитие добычи. Потребителям – быть уверенными, что поставки в какой-то момент не прервутся. Но Еврокомиссия решила торговать по-новому. Спотовые продажи должны были вывести на рынок торговцев сжиженным природным газом. Конкуренция якобы должна была позволить снизить цену кубометра.
"Последний ажиотажный спрос, когда цены выскочили за $ 1950 за кубометр, был связан со спекулятивными факторами, когда даже крупные трейдеры начинали шортить газовые контракты, то есть продавать их без покрытия, желая заработать, потом при снижении цен, в результате цены неконтролируемо пошли вверх, и эти же люди в итоге вынуждены были потом покупать газ по баснословным ценам", – рассказывает Николай Подлевских, начальник аналитического отдела инвестиционной компании.