window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
27 мая 2025, 19:15

НАТО берет прицел на Балтийское море? Эстония провоцирует на конфликт

Капитан первого ранга Шведков: наращивание сил НАТО в Балтийском море опасно

10:32
Фото / Видео: © www.globallookpress.com/Joerg Waterstraat/SULUPRESS.DE / РЕН ТВ

Зачем эстонцы атакуют гражданские суда в наших территориальных водах? Почему НАТО считает Балтийское море исключительно своим? Как Балтика превратилась в зону военно-морской конфронтации? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.

Морская провокация или проверка на прочность

Таллин обвиняет Москву в задержании танкера в Балтийском море. Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна написал в социальной сети Х, что судно проходило через российские территориальные воды из соображений безопасности мореплавания. Москва никак не прокомментировала ситуацию.

А до этого по сети разошлись кадры, на которых натовские военные пытаются захватить танкер "Ягуар", шедший в российский порт. Катера, вертолет и польский МиГ-29 пытались заставить российский экипаж войти в территориальные воды Эстонии, чтобы у военных были формальные основания задержать танкер. Нашим морякам угрожали тараном. Эстонские пограничники пытались даже высадиться на палубу.

На помощь танкеру пришел российский истребитель. После этого натовские военные потеряли интерес к судну с россиянами.

В самой Эстонии ситуация вызвала скандал: гражданам о попытке захвата стало известно лишь спустя сутки. Начальник генерального штаба Вахур Карус был вынужден оправдываться перед журналистами.

"Мы хотели проверить документы, соответствуют ли они государственному флагу корабля, и есть ли у судна действующая страховка", – утверждал начальник Генерального штаба Сил обороны Эстонии Вахур Карус.

Морская провокация или проверка на прочность. Фото: © ИЗВЕСТИЯ
Фото: © ИЗВЕСТИЯ

Появление российского истребителя произвело впечатление на Таллин. В МИД вызвали нашего дипломата. А глава внешнеполитического ведомства созвал брифинг в рамках Совета балтийских государств и обвинил наш самолет в нарушении границ.

"В море появилось судно теневого флота "Ягуар". Мы отреагировали на это должным образом. Но, что было совершенно новым, так это то, что Россия впервые отправила истребитель и нарушила воздушное пространство НАТО", – заявил министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна.

Эстонии разрешили топить суда с российской нефтью

В программе показали кадры, на которых эстонские пограничники на патрульном корабле подходят к танкеру. Судно шло в наш порт Усть-Луга. Россиян на борту не было – экипаж полностью иностранный. Всю команду фактически держали в плену две недели. Таким образом Таллин борется с так называемым теневым флотом России.

"Это началось после того, как наложили санкции на наш официальный танкерный флот, и когда мы начали использовать судна под чужими знаменами. Это целенаправленные действия для того, чтобы обострить ситуацию. Самое интересное, что на пике этого обострения выступает маленькая злобная Эстония", – пояснил капитан 1 ранга, председатель ЦК Общероссийского профсоюза военнослужащих Олег Шведков.

Эстонии разрешили топить суда с российской нефтью. Фото: © www.globallookpress.com/Christophe Gateau/dpa
Фото: © www.globallookpress.com/Christophe Gateau/dpa

В апреле парламент Эстонии принял закон, разрешающий силовикам останавливать и даже топить суда, подозреваемые в перевозке российской нефти в обход западных санкций.

"Этим пользуются давно, даже сейчас пользуются те же самые европейцы, которые покупают у нас СПГ и ряд товаров. То есть то, что им нужно, они будут пропускать, а то, что им не нужно, они не будут пропускать. Вот такая избирательность", – заметил военный эксперт Алексей Гусев.

Эстонский закон распространяется на суда, которые откажутся подчиняться приказам пограничников. Перед затоплением экипаж подозрительного танкера должны эвакуировать. Как это получается на деле, продемонстрировал инцидент с "Ягуаром", который после появления нашего истребителя просто ушел от преследователей.

"Судно "Ягуар" находилось под флагом государства Габон. Все прекрасно знали и понимали, что судно принадлежит России, что там находится российский груз, что это так называемый российский теневой флот, как его называют в мире. Но тем не менее флаг на судне был габонский", – рассказал Шведков.

Эстонии разрешили топить суда с российской нефтью. Фото: © Кадр из программы "СОВБЕЗ", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "СОВБЕЗ", РЕН ТВ

Как устроен "морской безвизовый режим"

Грузовые суда часто ходят под флагами других государств. Есть юридический термин "удобный флаг". Судовладельцы пользуются низкими налогами и упрощенной регистрацией – это можно назвать "морским безвизовым режимом". При этом все всё понимают. По маршруту следования несложно догадаться, в чьих интересах на самом деле работают танкеры.

"Налоговая оптимизация, привычная схема. Когда мы говорим о теневом флоте, это все то же самое, но в обход санкций. Если санкции введены против некоторой страны, флот не от этой страны, а от другой. Просто так заходит из международных вод в порт и делает свое дело. Либо что-то разгружает, либо, наоборот, что-то загружает", – сообщил военный эксперт Алексей Гусев.

В декабре 2024 года Финляндия задержала танкер, шедший из Санкт-Петербурга. Формальная причина – подозрение в повреждении подводных коммуникаций между Финляндией и Эстонией. По одной из версий, в трюме находился бензин для Турции.

"Это, конечно, нарушает привычный ритм судоходства в данном регионе. Это ограничит возможность многих поставок, может быть, поэтому натовцы и добиваются, чтобы так называемые танкеры, которые ходят в российские порты для загрузки, вытеснить их из Балтийского моря", – отметил Шведков.

Балтийское море разделено на несколько зон. Это территориальные и нейтральные воды, а также экономические зоны государств. В территориальных водах (это примерно 20 километров) береговая охрана может останавливать все подозрительные суда. В нейтральных водах возможен проход любых кораблей. А через экономические зоны проходить можно, только если судно не нарушает законы государства, например, не занимается браконьерством.
Как устроен "морской безвизовый режим". Фото: © Кадр из программы "СОВБЕЗ", РЕН ТВ
Фото: © Кадр из программы "СОВБЕЗ", РЕН ТВ

"Настойчивый" и "Стойкий": кто защищает российские суда на воде

С точки зрения морского права попытка захвата гражданского судна в международных водах считается "пиратством" со всеми вытекающими последствиями. Для защиты торговых судов их могут сопровождать военные корабли. И у нашего балтийского флота есть такой опыт. Например, у корвета "Стойкий", охранявшего танкер и сухогруз в Аденском заливе, где орудовали сомалийские пираты. У африканского побережья на боевом дежурстве находился и наш эсминец "Настойчивый".

Флагман Балтийского флота – эскадренный миноносец "Настойчивый". Его длина 156 метров, максимальная скорость 32 узла – это почти 60 километров в час.

На вооружении торпедные аппараты, морские мины, зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) "Ураган", артиллерийские установки калибра 130 миллиметров, а также противокорабельные ракеты "Москит", в том числе и с ядерной боевой частью. На палубе находится вертолетная площадка, благодаря такому оснащению, он может выполнить практически любую боевую задачу.

"Настойчивый" и "Стойкий": кто защищает российские суда на воде. Фото: © Виталий Невар/ТАСС
Фото: © Виталий Невар/ТАСС

Зачем НАТО превращает море в военную базу

По дну Балтийского моря проложены сети критической подводной инфраструктуры. В том числе линии газопровода "Северный поток", который сейчас не функционирует.

Кроме того, акватория Балтики – это важнейший торговый путь. Поэтому страны НАТО усиливают свое присутствие в этом регионе. После вступления в блок Финляндии и Швеции военные стали называть Балтику внутренним морем альянса.

"Это достаточно опасно, потому что, когда в небольшом море находится большое количество военных кораблей и, по сути дела, люди постоянно находятся в состоянии боевой готовности, любая мелкая провокация может привести к вооруженному конфликту. Я не думаю, что в этой ситуации НАТО вмешается в этот конфликт, но, в принципе, осложнения достаточно серьезные могут быть", – рассказал капитан первого ранга Шведков.

НАТО каждый год проводит учения на Балтике, в которых принимают участие десятки боевых кораблей, самолетов и тысячи военных. Такие маневры направлены на укрепление коллективной обороны и демонстрацию своих возможностей в регионе.

"За счет того, что эти учения проводятся достаточно часто, и после того, как учения заканчиваются, идет некое сопровождение, отработка новых систем по разведданным, вся оперативная информация об изменениях на этом театре военных действий, я имею в виду гидрографию, становится известной. То есть военный театр становится все более и более понятным", – отметил военный эксперт.

Зачем НАТО превращает море в военную базу. Фото: © www.globallookpress.com/Jonas Walzberg/dpa
Фото: © www.globallookpress.com/Jonas Walzberg/dpa

Как Балтийский флот защищает интересы РФ

Российские геополитические интересы в этом регионе защищает Балтийский флот. Сегодня он состоит из надводных и подводных кораблей, морской авиации и береговых войск. Опыт специальной военной операции (СВО) существенно изменил подготовку моряков.

Сегодня на Балтике курсанты учатся противодействовать подводным диверсионным силам. Как известно, именно западные водолазы участвовали в подрыве трубопровода "Северный поток".

"Держать большие корабли в составе Балтийского флота на сегодняшний день, наверное, нет смысла. Особенно с учетом изменившегося типа войн на воде. То есть, когда появились безэкипажные подводные и надводные катера, когда появились беспилотники воздушные", – сказал Олег Шведков.

Расположение военной базы в Балтийске позволяет накрывать ракетами морского базирования всю Европу. "Калибры" за считанные минуты достигнут Берлина, Парижа и Лондона. Кораблям даже не нужно отходить от пирса, по сути, они будут стационарными пусковыми установками.

Как Балтийский флот защищает интересы РФ. Фото: © РИА Новости/Михаил Голенков
Фото: © РИА Новости/Михаил Голенков

"С точки зрения защиты имеет смысл не использовать какие-то стационарные ракетные комплексы, стационарные ракетные установки. Достаточно ракетного катера с теми же самыми "Калибрами", который сейчас стоит у стенки и представляет из себя угрозу. Дальше он вышел в море, сместился на сколько-то там километров, и это надо учитывать в новую позицию. То есть здесь некая мобильность катеров оказывается вполне оправданной", – заметил Гусев.

Для блокировки торговых российских судов у НАТО не хватает сил. Самый мощный флот на Балтике из европейский стран у Германии. Но он морально устарел и может заниматься только патрулированием акватории.

Боевых кораблей, которые могли бы запускать дальнобойные крылатые ракеты "Томагавк", у Берлина нет. На вооружение они начнут поступать только с 2033 года. А пока Европа пытается повлиять на ситуацию с помощью санкций. Новый пакет ограничений – теперь против теневого флота России – уже принят.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1337529 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1337529' : 'adfox_151870620891737873_1337529' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1337529(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1337529(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })