window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
03 февраля 2025, 03:45

Падение спроса: политический кризис повлиял на турпоток в Абхазию

Абхазия
Фото: © ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Речные круизы могли бы стать одним из самых востребованных видов отдыха. Сейчас предложение ограничено и в том числе поэтому очень дорого. А спрос в нашей стране растет очень высокими темпами. Ключевые направления для отдыха в России прежние – Краснодарский край и Крым. К ним в последнее время прибавилась Абхазия, но в этом году интерес к ней начал снижаться из-за политических разногласий в этой республике. При этом для абсолютного большинства местных жителей именно российские туристы были основным источником дохода. Корреспондент Валентин Трушнин продолжит тему. Подробнее – в "Итоговой программе с Петром Марченко".

06:31
Фото / Видео: ©

Падение спроса у российских туристов

Абхазия уже сейчас готовится к новому туристическому сезону. Он мог бы стать рекордным. Если в бизнес не вмешается политика.

"Никогда ни один абхазец против русского не был. Мы всю жизнь жили вместе, живем и, надеемся, будем жить", – сказал местный житель.

Эту мысль нам спешит донести каждый житель Абхазии: "Не обращайте внимания на наши политические разборки, у нас все партии пророссийские". Людям нужна стабильность – залог успешного туристического сезона. Но осенние беспорядки уже отразились на состоянии рынка. Объем бронирований на лето 2025 года сократился на 20%.

"И стрельба в парламенте, и по существу свержение президента (повлияло на ситуацию с туристическим потоком – Прим. РЕН ТВ)... Наших туда влечет туристов, но сейчас это все стало на стоп. Никто не хочет отдыхать под шумы митингов, каких-то собраний", – отмечает старший преподаватель факультета гостеприимства Президентской академии, владелец турагентства Александр Преображенский.

Даже если митинг сам по себе не пугает, очень неудобно, когда демонстранты перекрывают мосты.

"Мои друзья поехали и были заблокированы в Сухуме. Они не смогли выехать. Ну, соответственно, и туристы, которые отдыхали в Сухуме", – рассказал владелец отеля в Абхазии Николай Кузнецов. 

Падение спроса у российских туристов. Фото: © ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Фото: © ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

98% отдыхающих в Абхазии – россияне

Туризм формирует больше половины бюджета кавказской республики. 98% отдыхающих в Абхазии – россияне. В прошлом году страну посетило больше 1,5 млн туристов, но потенциал гораздо выше. Абхазию у нас любят за гостеприимность, чудесную природу, вкусную кухню. Ради всего этого готовы прощать не всегда современные сервис и условия, о чем честно предупреждают туроператоры.

В республике реализуется много российско-абхазских проектов. Строятся школы, больницы, социально-значимые объекты. За ходом работ следит первый заместитель главы администрации президента России Сергей Кириенко. В пятницу он посетил Сухумский аэропорт, масштабная реконструкция близка к завершению. Это будет уникальный объект с собственным пляжем.

– Вы даже сможете перед вылетом окунуть ноги в Черное море. Уникальная возможность.

– Не выходя из аэропорта?

– Сто процентов.

Работы по восстановлению сухумского аэропорта начинались с разминирования – объект сильно пострадал во время грузино-абхазской войны и с тех пор не работал. Уже в мае здесь должны приземлиться первые самолеты.

"Старт постоянного сообщения – это то, о чем давно мечтали люди. Причем и в Абхазии, и в России мечтали. Есть шанс быстро реализовать эту мечту", – отметил Сергей Кириенко.

98% отдыхающих в Абхазии – россияне. Фото: © RT
Фото: © RT

А еще в ближайшее время откроется новый пункт пропуска на российско-абхазской границе, которую в разгар сезона ежедневно пересекает до 70 тысяч человек. Туристам больше не придется стоять в очередях.

"Понимая важность этого пункта пропуска и для жителей Абхазии, и для туристов, особенно в сезон, реализуется большой проект. Могу сказать, что более 10 млрд рублей выделено на кардинальную реконструкцию этого пункта пропуска", – рассказал Сергей Кириенко.

Инвестиции

Но чтобы преобразить республику, реконструировать старые советские пансионаты и вообще туристическую инфраструктуру, нужны массовые инвестиции. А в Абхазии бытует мнение, что если впустить российский бизнес в страну, крупные игроки вытеснят местных с рынка. Похожие опасения были и у жителей Сочи перед Олимпиадой. Предприниматели боялись, что им не останется места в обновленном городе. Но страхи оказались напрасными. Выиграли все. Вчерашние владельцы комнат с раскладушками стали владельцами гостевых домов или небольших, но очень доходных отелей.

"Были опасения о том, что крупные игроки рынка придут захватят всю территорию и не оставят нам ничего, но мы решили все равно во что бы то ни стало запустить этот отель, и нам, конечно же, хватило места. Нам абсолютно не мешает, что вокруг нас находятся крупные сетевые гостиничные игроки и мы сохраняем свою самостоятельность", – говорит владелец отеля в Сочи Оганес Роганян.

После пандемии крупный бизнес пришел и в Дагестан. Но не вытеснил местных жителей с рынка – наоборот, придал некогда экзотическому направлению массовый характер. Турпоток вырос, все при деле.

"Мы принимали туристов в том гостевом доме, восемь человек, и потихоньку построили этот гостиничный комплекс. И здесь у нас построено 17 номеров и размещаем 37 туристов. И вот так, благодаря туризму, мы тоже стали развитыми, и вот так наш бизнес стал развитым", – отмечает хозяйка гостевого дома в Дагестане Зайнаб Батералиева. 

Инвестиции. Фото: © РИА Новости/Александр Вильф
Фото: © РИА Новости/Александр Вильф

До сих пор ни один абхазский президент не смог изменить ситуацию и впустить российские инвестиции. Аслан Бжания попытался, в итоге подал в отставку после протестов.

Обстановка перед выборами в Абхазии

Внеочередные президентские выборы в Абхазии назначены на 15 февраля. За пределами республики пока согласованы только два избирательных участка – в Черкесске и Москве. Чтобы охватить и другие регионы России, в которых проживают граждане Абхазии, нужны поправки в закон о выборах.

На пост президента претендуют пять кандидатов, но очевидных фаворитов двое. На первом месте (по опросам ВЦИОМ, его рейтинг 33%) – вице-президент Бадра Гунба, заместитель подавшего в отставку Бжании.

"Мы, к сожалению, за 30 лет ни разу не передавали власть от одной политической силы к другой мирным путем. И все это нас отбрасывает на десятилетия назад", – говорил кандидат в президенты Абхазии Бадра Гунба.

На втором месте с 15% рейтинга – оппозиционер Адгур Ардзинба, активный участник ноябрьских событий.

Главный скандал избирательной кампании – один из сторонников Ардзинбы заявил, что в случае поражения на выборах придется брать в руки оружие.

"Теперь все в наших руках. Если придут те, которых поставили, те, которые ушли, то я не знаю, может, Аполлон Шинкуба сошел с ума, но, возможно, придется вытаскивать спрятанное оружие", – сказал председатель совета старейшин Абхазии Апполон Шинкуба.

Это заявление лидера ветеранской организации вызвало сильный резонанс, и другие ветераны грузино-абхазской войны осудили Шинкубу.

"Ты, как человек, который возглавляет нашу ветеранскую организацию, должен между нами стоять. А ты говоришь о том, что вы достанете оружие, которое спрятано. Против кого ты достанешь это оружие? Против нас? Против народа?" – отреагировал на слова ветеран абхазо-грузинской войны Вадим Кутерия.

Тут следует подчеркнуть, что даже самые эмоциональные выступления местных политиков всегда сопровождаются пояснениями: Абхазия и Россия – братские страны и это никак не изменится, кто бы ни победил на грядущих выборах.

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var checkIsTestPage = false; var isTest = checkIsTestPage; var init_adfox_under_article_desktop_1304135 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = isTest ? { p1: 'ddomg', p2: 'ffnu' } : { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] var elementId = isTest ? 'adfox_172319719459163455_1304135' : 'adfox_151870620891737873_1304135' if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(elementId)) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": elementId, "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: checkIsTestPage ? 241452 : 264443, containerId: elementId, params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_under_article_desktop_1304135(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_under_article_desktop_1304135(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })