в удобном формате
Письмо Эрнеста Хемингуэя продали с молотка за 237 тысяч долларов. В нем автор рассказывает, как ему удалось выжить сразу в двух авиакатастрофах. В 1954 году Хемингуэй путешествовал по Африке со своей четвертой женой –американской журналисткой Мэри Уэлш. Сначала их самолет упал недалеко от водопада Мерчисон, а затем потерпел крушение спасательный вертолет, который доставлял их в больницу. Чтобы выбраться, писателю пришлось выбить головой дверь вертолета. В этой катастрофе Хемингуэй получил тяжелую черепно-мозговую травму, которая повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Возможно, именно постоянные головные боли подтолкнули Хемингуэя к самоубийству.
Почему в последние годы жизни писатель был уверен, что за ним следят? И правдивы ли слухи о том, что Хемингуэй работал на советские спецслужбы? Об этом рассказывает программа "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Слежка спецслужб
13 сеансов электрошока подряд и полная потеря творческих способностей – такие испытания выпали на долю Эрнеста Хемингуэя незадолго до его гибели. Писателя лечили электротоком от приступов депрессии и паранойи. Ему казалось, что за ним непрерывно следят агенты спецслужб.
В 80-х годах ФБР рассекретило архивное дело Хемингуэя. Выяснилось, что опасения писателя были не беспочвенными – за ним действительно велась слежка.
"Время уже было такое, когда развернулась "охота на ведьм", и если человек хоть раз был замечен в симпатиях к коммунизму, то навсегда оставался в поле зрения ЦРУ или ФБР. Исключением не стал и Хемингуэй", – рассказал эксперт в вопросах национальной безопасности и военной аналитики Константин Никоноров.
Кто завербовал Хемингуэя
В 2009 году издательство Йельского университета опубликовало книгу, основанную на архивах КГБ. Ее соавторы – историки Джон Хайнс, Харви Клер, а также журналист и бывший офицер госбезопасности Александр Васильев. По версии исследователей, Эрнест Хемингуэй сотрудничал с советской разведкой под позывным Арго. Хемингуэя якобы завербовали в 1941 году накануне поездки в Китай, куда он отправился по заданию редакции.
"Об этом сообщается в документах советских спецслужб – Александр Васильев сделал копии этих архивов. Оцифрованные материалы есть на сайте научного центра Вудро Вильсона. Это типичные документы разведки, которые, на мой взгляд, заслуживают доверия", – отметил полковник морской пехоты США, историк Музея ЦРУ, писатель Николас Рейнольдс.
По версии Васильева, Хемингуэя завербовал советский разведчик и убежденный коммунист Яков Голос, работавший в Нью-Йорке. Резиденты сообщали в центр, что писатель "неоднократно выражал желание и готовность помогать им". Хемингуэя привлекли к сотрудничеству из-за его антифашистской позиции, проявленной во время гражданской войны в Испании.
"Хемингуэй, будучи последовательным антифашистом, не мог остаться в стороне. Он сделал свой выбор и поехал в Испанию помогать антифашистам. Там он вступил в контакт с сотрудниками Коминтерна, которые, естественно, были резидентами советской разведки", – пояснил Никоноров.
Чем Хемингуэй был полезен для советской разведки
Одним из резидентов НКВД был Александр Орлов. Хемингуэя с ним познакомил друг, немецкий писатель и коммунист Густав Реглер. Встреча с агентом произошла в отеле. Как докладывал Орлов, разговор шел на нейтральные темы – о нарезном оружии и австрийской кухне. В июне 1937 года на конференции Лиги американских писателей Хемингуэй произнес яркую антифашистскую речь. После чего Орлов организовал ему визит на секретную базу в Испании, где НКВД готовил партизан. События гражданской войны легли в основу романа "По ком звонит колокол".
"Который, кстати, был холодно принят в СССР, потому что, несмотря на свой антифашизм, Хемингуэй не разделял политических взглядов коммунистов и поддерживал их только в борьбе против фашизма", – обратил внимание эксперт.
Чем же мог помочь советской разведке Хемингуэй? Ведь он не работал на американское правительство и не имел доступа к секретным документам. Но Коминтерну были нужны и помощники другого рода – агенты влияния, лидеры общественного мнения. Поэтому один из самых известных писателей в мире оказался для спецслужб ценным приобретением. К тому же супруга Хемингуэя Марта Геллхорн дружила с первой леди США Элеонорой Рузвельт.
"И даже организовывала встречу, когда на встречу с женой Рузвельта пришел Яков Голос, но ничего больше этого в плане разведывательной деятельности Хемингуэю сделать не удалось", – подчеркнул Никоноров.
Связь Хемингуэя с военно-морской разведкой США
К началу 40-х годов контакты советской разведки с Хемингуэем окончательно потеряли смысл и прекратились. Зато писатель оказался полезным для американских спецслужб, когда США вступили во Вторую мировую войну.
"Хемингуэй оставляет семью и дом в Ки-Уэсте во Флориде, садится на свою яхту "Пилар" и отправляется на Кубу. Там он сначала снимает, а потом покупает поместье Финка Вихия", – поведал Рейнольдс.
Почти каждый день Хемингуэй выходит на своей яхте в море на рыбалку, но это лишь прикрытие. На самом деле писатель охотится за немецкими подводными лодками и сообщает обо всем подозрительном военно-морской разведке США. Круизы яхты "Пилар" продолжаются полтора года, и американский флот ценит эту работу – предоставляет оружие, топливо и оплачивает ремонт судна.
"Это было отнюдь не такой безумной затеей, как может показаться. Между Кубой и Флоридой – естественный канал из Атлантического океана в Мексиканский залив, и немецкие подлодки там активно ходили", – отметил историк.
Для слежки за гитлеровскими субмаринами спецслужбы снабдили писателя всем необходимым оборудованием, в том числе эхолотом.
"Он слушал эти лодки. Всего ему удалось засечь одну, которую сначала восприняли скептически, но потом оказалось, что она действительно всплывала, потому что на соседнем побережье был высажен немецкий десант", – рассказал эксперт по нацбезопасности.
"Фабрика жуликов" писателя
Во время войны Хемингуэй поддерживал контакты не только с флотской разведкой, но и с дипломатами американского посольства в Гаване, ФБР и предшественником ЦРУ – Управлением стратегических служб. Частым гостем в поместье писателя был сотрудник дипмиссии Роберт Джойс. Вообще у Хемингуэя был широкий круг друзей и знакомых: от литераторов и артистов до барменов, проституток и моряков – он создал целую сеть информаторов, которую называл "Фабрикой жуликов".
"Хемингуэй считал, что на Кубе укрывается очень много поклонников фашизма, которых он хотел изобличить. Эта "Фабрика жуликов" должна была поставлять агентурные сведения, но нам так и неизвестно, удалось ли Хемингуэю вместе с этой фабрикой изобличить хотя бы одного фашиста", – пояснил Никоноров.
В марте 1942 года Хемингуэй под чужой фамилией побывал в Мехико у друга Густава Реглера. Узнав о встрече писателя с коммунистом, директор ФБР Эдгар Гувер перестал доверять Хемингуэю. Бюро включило его в список лиц, подозреваемых в "коммунистической деятельности". Спецслужбы перестали с ним сотрудничать, а в его досье появилась вот такая формулировка: "Эрнест Хемингуэй – один из самых худших писателей своего времени, писавших на английском языке".
"Дни черной собаки"
В 1954 году Хемингуэй получил Нобелевскую премию по литературе. Но из-за проблем со здоровьем приехать на церемонию не смог. За свою непростую жизнь писатель перенес многочисленные ранения на войнах и в авиакатастрофах, переболел сибирской язвой, малярией, дизентерией, пневмонией. Он страдал сахарным диабетом, гипертонией и атеросклерозом. Но хуже всего были приступы меланхолии, которые он называл "днями черной собаки".
"У него началась паранойя. Его угнетало прошлое и то, что его по-прежнему подозревают в связях с большевиками", – объяснил Рейнольдс.
После электросудорожной терапии, став творчески бесплодным, Эрнест Хемингуэй совершил несколько попыток самоубийства. 2 июля 1961 года писателя не стало. Предсмертной записки он не оставил.
Разные версии исторических событий, поразительные эпизоды истории, малоизвестные факты и интересные теории – все это и многое другое изучайте в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.