в удобном формате
Российские бойцы показывают уничтоженную колонну западной бронетехники на запорожском направлении – немецкие танки Leopard и боевые машины пехоты Bradley. Некоторые машины остались в рабочем состоянии, их украинские военные просто бросили после неудачной попытки прорвать российскую оборону. Все модули, например системы связи и сами машины, отправят инженерам РФ. Часть техники националисты успели оттащить в тыловые районы.
Минимальные потери ВСУ при контрнаступлении оцениваются в 160 танков и 360 бронемашин – это треть всех поставок НАТО. В Пентагоне уже заявили, что пришлют Украине новую технику. А вот в Германии сказали, что рабочих Leopard больше нет, остались только неисправные. Немцы уже открыли специальный центр по обслуживанию бронетехники ВСУ в Словакии. Еще один сейчас создают в Чехии. Там будут ремонтировать поврежденную на фронте технику.
Почему очередное "супероружие", по версии ВСУ, превратилось в металлолом? Возможно ли восстановить немецкие танки? И может ли Киев рассчитывать на быстрые поставки новой техники? Об этом рассказывает программа "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.
Поражали цели несколько часов
Российские летчики нанесли удар по украинским базам в Орехове. Там националисты расположили пункты управления войсками на Запорожском фронте. Уничтожена военная инфраструктура 47-й механизированной бригады, потерявшей в боях почти все американские боевые машины пехоты и немецкие танки.
13 июня российские летчики провели комбинированную атаку по всей территории Украины. Дроны-камикадзе "Герань" и крылатые авиационные ракеты Х-101 поражали цели на протяжении нескольких часов. Самые мощные боеприпасы этой серии несут самолеты дальней авиации.
"Где-то порядка 10 машин Ту-95, которые несли ракеты Х-22. Есть управляемые бомбы, которые сбрасывают с этих самолетов и прекрасно поражают свои цели. Они могут лететь туда, куда надо, и управляются до момента попадания в цель", – говорит летчик-инструктор, майор ВВС в отставке Андрей Красноперов.
Потери ВСУ
Часть западной техники так и не дошла до линии боевого соприкосновения – ее уничтожили в тыловой зоне. И это только на запорожском направлении, где националисты планировали нанести основной удар по российским войскам.
За несколько недель так называемого контрнаступления украинская армия потеряла оставшиеся советские Т-72 и множество полученных от США колесных броневиков.
"В общей сложности группировка техники и вооружения насчитывала где-то 200–250 танков. Плюс к этому были поставлены различные модификации бронетранспортеров: М113, бронированная машина Marder, боевые машины пехоты, колесные типа Stryker, бронетранспортеры и бронированные автомобили различной модификации. Общая группировка бронемашин где-то порядка полутысячи", – рассказал офицер спецназа, полковник в отставке Анатолий Матвийчук.
При таких катастрофических потерях украинская армия так и не смогла прорвать российскую линию обороны и продвинуться вглубь российских территорий. Все поля оказались заминированы. Потеряв часть техники при подрывах, ВСУ вышли на узкие дороги, где стали легкой мишенью для противотанковых комплексов.
"У нас есть пристрелянные точки, и, естественно, у России есть большие шансы отбить все эти наступления. Я не знаю, на что рассчитывают западные державы. Они пытаются, чтобы Украина показали им какой-нибудь результат, а результата нет никакого. Мы видим только разбитые машины", – отметил майор ВВС в отставке.
Тактика многослойной противотанковой обороны
Журналисты американского издания The Wall Street Journal опубликовали статью с громким заголовком "Украинские солдаты столкнулись со стеной из стали". Один из националистов, который участвовал в контрнаступлении на запорожском направлении, описал весь ужас, когда их забросили на российские минные поля, а над головой кружили вертолеты и пролетали штурмовики.
"Над полем боя все время атаки висели штурмовые вертолеты Ка-52 и Ми-28, которые поражали технику на различных удалениях. Кстати, картинка, на которой показано кладбище Bradley, где они стоят, дымятся, – работа нашей армейской авиации", – пояснил офицер спецназа.
Российская армия применила тактику многослойной противотанковой обороны. Это значит, что украинскую технику поражали с помощью разного оружия. Артиллерия работала из закрытых огневых позиций в радиусе 15–20 километров. Противотанковая пушка "Рапира" прикрывала 10-километровый оборонительный рубеж.
Использование противотанковых ракетных комплексов
В середине 1943 года немцы на Восточном фронте применили тяжелые танки Tiger и Panther.Так появилась знаменитая 100-мм полевая пушка БС-3. Ее снаряды насквозь прошивали фашистские боевые машины. Противотанковое орудие оказалось настолько удачным, что и последующие поколения тоже стали делать 100-мм. В том числе "Рапиру", которая сейчас уничтожает современные западные танки на Украине.
Если вражеский танк оказывается в зоне прямой видимости, используют противотанковые ракетные комплексы. Это несколько километров при ровном рельефе местности. А на дистанции 300–400 метров в ход идут ручные противотанковые гранатометы. Тактика доказала свою эффективности на деле.
"За два часа боя они потеряли 30 танков, 11 боевых машин и порядка 350 в живой силе. На других направлениях, донецком, где-то 420 в личном составе и не меньше боевых машин", – рассказал Красноперов.
Опустошенные европейские склады
Основной вопрос в НАТО – где еще взять технику, чтобы восполнить украинские потери? Последняя американская боевая машина пехоты Bradley сошла с конвейера в 1989 году, и их запасы не безграничны. Танки страны альянса не производят, а только ремонтируют. Причем на поле боя это сделать невозможно из-за сложной конструкции.
"Польша заявила, что она пытается создать хаб по ремонту техники. Но надо понимать, что ее нужно собрать, вывезти в какой-то район сосредоточения поврежденной техники, потом заказать трейлер или поезда. Это достаточно долгий процесс, который, конечно же, снижает боеспособность украинской армии в целом", – считает полковник в отставке.
Европейские склады опустошены, и на их восполнение, по словам бывшего премьера Словакии, уйдет 5–10 лет. Даже той техники, которую Киев собирал месяцами для контрнаступления, оказалось недостаточно, и украинские генералы, прошедшие советскую военную школу, не могли об этом не знать.
"Чтобы вести наступательные действия, необходимо иметь трехкратное превосходство. А на участке прорыва должно быть шестикратное превосходство. Плотность танков на один километр прорыва по нормам Второй мировой войны должна быть 35–40 танков", – подчеркнул Матвийчук.
Сколько нужно военной техники для контрнаступления
Получается, что только на запорожское направление ВСУ должны были обрушить 50-тысячную группировку, 300 танков и 300 самолетов. А еще 100 стволов артиллерии на каждый квадратный километр. Ничего из этого у Украины к началу контрнаступления не было.
"Мы контролируем всю территорию, и, если есть какие-то передвижения техники, просто используем наши беспилотники, дроны которые следят днем и ночью, вертолеты, которые хорошо в ночных условиях уничтожают технику. Так что никаких шансов у них. Сколько бы ни было техники, поверьте, проблему не решит", – считает летчик-инструктор.
Запасы натовского оружия остались только в Южной Корее и Израиле, но их надолго не хватит – ВСУ тратят 15 тысяч снарядов в сутки. Страны Альянса не производят такого количества боеприпасов, чтобы перекрывать потребности ВСУ.
Чтобы заткнуть бреши на фронте, американцы присылают даже неисправные гаубицы. Из-за высокой интенсивности боев стволы знаменитых М777 быстро выходят из строя. Не выдерживают они и попадания российских дронов-камикадзе.
Не смогли освоить технику
Британская разведка назвала российские укрепления одной из самых обширных систем военных оборонительных сооружений в мире. Армия РФ готовилась к украинскому контрнаступлению и ждала западную бронетехнику. Глядя на горящие немецкие Leopard, в Пентагоне начали сомневаться, стоит ли отправлять на Украину американские Abrams. Самый тяжелый танк в мире либо застрянет в грязи и станет легкой мишенью, либо его уничтожат еще до того, как экипаж успеет сделать первый выстрел, что еще хуже для имиджа оборонного комплекса США.
В Вашингтоне уже заявили, что в распоряжении Киева было достаточно техники – просто украинцы не смогли освоить ее на должном уровне.
"Вот был у меня автомобиль "Жигули", я купил BMW и буквально через четыре дня начал на нем ездить. Через месяц я начал врубаться в оборудование всей системы. Точно так же и здесь. Принцип приблизительно один: куда ты рычаг втыкаешь, туда и едешь. Принципы и основы стрельбы те же", – объяснил эксперт.
"Оружие победы"
В Киеве уже поняли, что контрнаступление пошло не по плану и завели новую пластинку про очередное оружие победы. Теперь это американские истребители F-16, которые, по идее Зеленского, обеспечат Украине превосходство в воздухе. Но и к появлению натовских самолетов российская армия готова.
"Мы имеем мощнейшую авиационную группировку, которая используется всего на одну треть. Две трети у нас сейчас находятся на аэродромах базирования и при необходимости может быть перекинуто на любое направление и выполнить поставленную задачу. У нас абсолютное превосходство в средствах ПВО. Даже если, допустим, им дадут 10–20 (истребителей) F-16, я думаю, что это на один вылет. Больше они на базу не вернутся", – говорит Матвийчук.
Та бронетехника, которую ВСУ успели вывезти с поля боя, теперь будет долго стоять в ангарах в Польше, Словакии или Чехии. Поврежденные модули и электронные системы еще нужно произвести, доставить и установить. А потом попытаться вернуть танки на Украину, где они станут целями для российской авиации.
О военных секретах, удивительных приемах армий, вооружении, брутальных гаджетах и многом другом смотрите в программе "Совбез" с Игорем Шевчуком на РЕН ТВ.