window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
16 июня 2023, 17:06

Русская Джульетта: советские звезды, которых тщетно звали в Голливуд

Советские звезды, которых приглашали сниматься в Голливуд, но они не смогли
Следите за нашими новостями
в удобном формате
Василий Ливанов и Нонна Терентьева
Фото: © Использованы материалы: Кадр из фильма "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", РИА Новости/Фрейманис

В истории отечественного кино есть немало актрис, которые наверняка стали бы звездами мирового кинематографа, если бы не препятствия со стороны советского режима. В том, что Татьяна Самойлова, Наталья Кустинская или Алла Ларионова затмили бы всех звезд Голливуда и европейской "новой волны", были уверены не только миллионы их поклонников, но и авторитетные кинокритики и влиятельные кинопродюсеры. 

Но шансов вырваться из-за "железного занавеса" у талантливых русских актрис не было: чиновники от кино считали, что они вполне могут реализоваться на родине, поэтому как могли препятствовали западной карьере и всемирной славе звездных соотечественниц.

О том, как сложились судьбы советских красавиц, по которым безнадежно вздыхали крупнейшие студии "фабрики грез", а также о том, как в этой компании (правда, по своей воле) оказался знаменитый Шерлок Холмс — Василий Ливанов, — в материале РЕН ТВ.

Алла Ларионова

В начале 1950-х Алла Ларионова была первой красавицей советского кино. Стройная блондинка с огромными серо-голубыми глазами и чувственным ртом обладала не только яркой внешностью, но и темпераментом, обаянием, жизнелюбием. Сниматься она начала рано, еще учась во ВГИКе. 

Фото: © Global Look Press/Russian Look

Дебютировала актриса в киносказке Александра Птушко "Садко" 1952 года в роли Любавы, невесты главного героя. В 1953 году картина была показана на Венецианском кинофестивале, где получила первого "Серебряного льва" в истории советского кино. Истинно русская красота 22-летней Ларионовой не осталась без внимания. 

На Аллу тут же посыпались многочисленные предложения от голливудских режиссеров, продюсеров и агентов, которые предлагали ей контракты на съемки. Советские чиновники писали ответы вместо актрисы и сообщали, что на родине ее график расписан на пять лет вперед и на работу в Голливуде нет времени. 

Настоящую славу Ларионовой принесла главная роль в ленте "Анна на шее", ставшей лидером кинопроката в середине 1950-х. Фильм посмотрели более 30 миллионов человек, популярность Ларионовой была запредельной. 

В этот период актриса была частым гостем международных кинофестивалей, получала многочисленные предложения от иностранных режиссеров. Сам Чарли Чаплин был готов без проб снимать Аллу в главной роли в своем новом фильме, но даже он не смог пробить косность советских чиновников. 

Блеснув, как яркая комета, в 1950-е, Алла Ларионова никогда уже не имела в кино таких интересных, значительных работ. Судьба подарила ей ранний бурный успех, но отказала в протяженности актерского пути. Умерла Алла Дмитриевна в 2000 году. Причиной смерти стал обширный инфаркт — актриса не дожила год до своего 70-летия.

Наталья Кустинская

Наталья родилась в семье артистов: ее мать была эстрадной певицей, отец — известным куплетистом-чечеточником. В доме Кустинских всегда было много гостей, чьи имена гремели на всю страну. Лидия Русланова, Клавдия Шульженко и Изабелла Юрьева были для девочки просто друзьями родителей.

Фото: © РИА Новости/П. Колесников

От мамы Наташе достались красота, хороший слух и голос, от отца — артистизм и легкий характер. Она прекрасно пела и танцевала, читала стихи. Наталья легко поступила во ВГИК и начала сниматься в кино еще студенткой.

Свою первую роль она сыграла в 1959 году, несмотря на то что студентам запрещали участвовать в съемках до получения диплома. Но известному режиссеру Григорию Рошалю никто не осмелился возразить, когда он выбрал Кустинскую на небольшую роль Маруси в картине "Хмурое утро", заключительной части трилогии "Хождение по мукам".

А спустя четыре года, после съемок в комедии "Три плюс два" Генриха Оганесяна, Наталья проснулась знаменитой — фильм имел оглушительный успех.

Эффектной блондинке с глазами цвета моря, которую тут же окрестили "советской Брижит Бардо", слали мешки писем, в каждом киоске "Союзпечати" можно было купить открытки с ее фотографией. Потом последовали другие фильмы — "Иван Васильевич меняет профессию", сериал "Вечный зов", драма "Стажер" и мелодрама "Шофер на один рейс". Французские кинокритики включили Наталью в топ-10 самых красивых актрис мира.

В середине 1980-х Наталью Кустинскую утвердили на роль в зарубежном проекте — фильме "Волшебная гора" по роману Томаса Манна. Билет в Мюнхен, где проходили съемки, был уже у нее в кармане, но в последний момент без всяких объяснений ее не отпустили. Партнерами актрисы на площадке должны были стать Шон Коннери и Шарль Азнавур. Кустинской не позволили участвовать в съемках, по ее словам, некоторые влиятельные лица из КГБ, наложившие запрет на ее выезд. 

После этого в жизни актрисы началась черная полоса. Она потеряла сына и новорожденного внука, много болела, сильно располнела — от былой красоты не осталось и следа. В декабре 2012 года Кустинская с диагнозом "пневмония" попала в реанимацию Боткинской больницы в состоянии комы, в том же месяце пережила инсульт. Скончалась 75-летняя Наталья Николаевна 13 декабря 2012 года, не приходя в сознание.

Татьяна Самойлова

Фильм Михаила Калатозова "Летят журавли" имел огромный успех не только в СССР, но и за рубежом, став единственным советским фильмом, удостоенным "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля.

Фото: © РИА Новости

На Лазурном берегу в 1958 году ленту представляла исполнительница главной роли Татьяна Самойлова, которой на тот момент было чуть больше 20 лет. В Каннах юная актриса произвела настоящий фурор.

В фильм "Летят журавли" влюбились все: и критики, и простые зрители. Самойлова моментально стала звездой мирового уровня. Вокруг нее вращался весь каннский бомонд — Жан Маре, Жан Кокто, Пабло Пикассо. Художник был потрясен фильмом, после показа он признался, что никогда в жизни не видел ничего подобного. 

"В глазах этой русской богини можно утонуть", — говорил он о Татьяне Самойловой.

Триумф мог стать поворотным в ее судьбе. Актрису пригласили в Голливуд — на роль Анны Карениной. Ее Вронским должен был стать Жерар Филип, который, кстати, в Каннах не отходил от юной красавицы ни на шаг. Но чиновники от кино воспротивились и в этом случае. 

"Заведующий отделом внешних связей Госкино товарищ Давыдов все решил за меня. Приводил иностранным продюсерам какие-то нелепые доводы: Самойлова-де не имеет высшего образования и что-то еще в таком духе. Я не так страдала из-за того, что не складывается с Голливудом. Тоска была потому, что очень хотелось играть вместе с великим Жераром Филипом", вспоминала актриса. 

Лестные предложения продолжали сыпаться одно за другим, но в Госкино все заманчивые контракты отклоняли лаконичной фразой: "Самойлова очень занята". Позже она все же снялась в трех европейских картинах, но "фабрика звезд" актрису так и не дождалась. 

Сниматься в Голливуд ее не отпустили, а спустя годы единственный сын Самойловой переехал в США. Свою внучку она видела только однажды. Татьяна Евгеньевна ушла из жизни в 2014 году в день своего восьмидесятилетия. Она умерла в одиночестве, а могила актрисы на главной аллее Новодевичьего кладбища несколько лет находилась в запустении. Памятник установили только в 2018 году — на благотворительные средства.

Нонна Терентьева

Нонну Терентьеву в зарубежной прессе называли русской Мэрилин Монро. У изящной, элегантной красавицы было совсем "несоветское" лицо. 

Фото: © РИА Новости/Фрейманис

С первой же попытки Нонна поступила в Щукинское училище. Там же началась ее кинокарьера: она сыграла второстепенную роль в фильме "Бухта Елены", сразу после этого ей предложили главную роль в драме "Самый медленный поезд". Но звездой Терентьева стала после съемок в фильме "В городе С." по рассказу Чехова "Ионыч".

Ленту Иосифа Хейфица "В городе С." отправили в Канны для показа вне конкурса — так в 1966 году Терентьева впервые попала за границу. Красавица-актриса оказалась в центре внимания западных коллег и режиссеров, ее представили французским звездам Симоне Синьоре и Иву Монтану. Она произвела на всех такое сильное впечатление, что Синьоре даже не удержалась от комплимента: 

Будь ваш фильм в конкурсе, вы обязательно получили бы приз за лучшую женскую роль, за красоту! 

После Каннского кинофестиваля на 24-летнюю актрису посыпались предложения от западных режиссеров. Но чиновники отклонили их все: заявили, что Терентьева слишком занята, снимаясь в советских фильмах. 

Это было правдой лишь отчасти: в 1970-х Нонну звали лишь на второстепенные роли. Самым значимым ее проектом в то время стал "Гиперболоид инженера Гарина", где она сыграла коварную красавицу Зою Монроз. Именно после этой роли актрису начали сравнивать с Мэрилин Монро и Гретой Гарбо. 

О красоте Нонны Терентьевой ходили легенды. В 1967 году ее портрет, снятый Василием Малышевым, получил первое место на фотовыставке в Париже. Снимок не один раз перепечатывали в иностранной прессе, в том числе он попал в газету Министерства обороны США Stars and Stripes. 

Это издание, которое существует и сегодня, ориентировано на военных, дислоцированных за рубежом. И Нонне начали приходить письма от американских солдат. Например, один летчик писал, что ее портрет висит в его полку на стене и ее единогласно выбрали самой красивой женщиной в мире. Письма приходили пачками, и почти в каждом было предложение руки и сердца. 

В 1970–1980-х Нонна Терентьева служила в разных театрах, изредка появлялась на экранах, а зарабатывала концертами, разъезжая по всей стране: актриса была еще и великолепной певицей. 

Нонна Николаевна очень не хотела стареть. Умерла от онкологии в 54 года, но никогда не играла героинь старше тридцати пяти. В 2012 году ее дочь Ксения опубликовала фотографию Терентьевой на своей странице в соцсети с подписью: "Сегодня маме исполнилось бы семьдесят. Она была бы в ужасе от этого события".

Надежда Румянцева

Надежда Румянцева дебютировала в кино в 1952-м, в главной роли в фильме "Навстречу жизни". Через год она сыграла сестру главного героя в комедии "Алеша Птицын вырабатывает характер".

Фото: © РИА Новости/Виктор Ахломов

На государственных экзаменах во ВГИКе Румянцева произвела такое сильное впечатление на директора "Мосфильма", знаменитого режиссера Ивана Пырьева, что тот распорядился написать под нее сценарий. 

Это определило дальнейшую судьбу актрисы, которая сумела выйти за пределы образа травести и стать главной героиней. Всесоюзную славу ей принесла картина Юрия Чулюкина и Юлия Райзмана "Неподдающиеся", которая вышла в прокат в 1959 году.

Пик популярности Надежды пришелся на 1962-й, когда вышла романтическая комедия "Девчата", также снятая Юрием Чулюкиным. Сыгранная ею сирота Тося Кислицына, работавшая поваром в таежном леспромхозе и влюбившаяся в "первого парня на деревне" — лесоруба Илью в исполнении Николая Рыбникова, стала поистине народной любимицей. 

Фильм имел успех и за границей. В Голливуде заметили талант Надежды: там ее назвали "Чаплином в юбке" и "русской Джульеттой Мазиной" и несколько раз присылали  приглашения поработать в США. Румянцева их даже не получила: Госкино за актрису ответило, что, мол, благодарю, но очень занята на родине.

После 1967 года Надежда почти перестала сниматься: она сопровождала мужа-дипломата в его командировках. После возвращения в СССР Румянцева занималась озвучкой мультфильмов и зарубежных сериалов. "Зита и Гита", "Терминатор", "Унесенные ветром", "Анжелика и король", "38 попугаев", "Привет мартышке", "Бабушка удава", "Утиные истории" — везде можно услышать ее голос.

Последней работой актрисы стала роль Марьи Ивановны в комедии "Нечаянная радость", ей было тогда 75 лет. Умерла Надежда Васильевна после долгой и тяжелой болезни на 78-м году жизни.

Василий Ливанов

В компании замечательных советских актрис, не снявшихся в Голливуде, оказался не менее замечательный киноактер Василий Ливанов, чей Шерлок Холмс давно уже стал легендой. Правда, он отказался от заманчивых предложений по собственной воле и исходя из своих принципов. 

Фото: © Global Look Press/Russian Look

О Ливанове и его культовом Шерлоке, разумеется, не мог не знать Гай Ричи — первый "Шерлок Холмс" режиссера вышел в 2009 году, а премьера сиквела состоялась в 2011-м. Оба фильма аудитория приняла тепло. Не исключено, что приняла бы еще теплее, если бы в создании картины участвовал Василий Борисович. 

Возможно, об этом Ричи планировал поговорить с актером лично — когда режиссер приезжал в Москву, Ливанову звонили от него, приглашали на ужин. Но тот ответил, что, вообще-то, ужинает с друзьями.

"Ну неинтересно мне. Что бы я ему говорил по поводу его картины? Что бы рассказывал?.."признавался Ливанов в интервью.

Это был не первый звонок от американских коллег.

"Они сначала мне предложили роль в своем фильме, какого-то сенатора играть, члена парламента. Ну маленькая роль. Я спрашиваю: "Заплатите-то нормально?" — "Нет, — говорят, — бесплатно". Я говорю: "Бесплатно бывает только сыр в мышеловке", — рассказал Ливанов. И добавил: "Я сказал, что у меня нет причин делать такие подарки Гаю Ричи".

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1113920 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1113920')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_1113920', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1113920', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1113920(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1113920(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })