в удобном формате
Сталинские высотки – самые известные здания, построенные в Москве в XX веке. Они стали настоящей выставкой советских достижений в области архитектуры и инженерной мысли. Вокруг них сложено невероятное количество легенд, но куда более невероятна сама история их появления. Взять хотя бы тот факт, что по плану их должно было быть восемь (высотку в Зарядье так и не построили), а о начале строительства объявили в один день – 7 сентября 1947 года. Небоскребы стали подарком к 800-летию столицы: по высотке за каждое столетие. Об истории московских "семи сестер" – в материале РЕН ТВ.
Что такое сталинский ампир
Высотки, определившие облик послевоенной Москвы, строились в стиле, который позднее западная пресса и советское архитектурное общество назвали сталинским ампиром. Он соединил в себе элементы ренессанса, барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, постконструктивизма, ар-деко, а также неоготики (здание МИДа). Сталинский ампир сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность.
Если говорить об архитектуре высоток, то для этого стиля характерно использование архитектурных ордеров с четкими пропорциями и обильным декором. Советская символика, рабочие и колхозники, солдаты и матросы были главными героями барельефов и мозаик. Для оформления зданий часто применяли мрамор и гранит.
Отличительной особенностью мебели, которая использовалась в оформлении интерьеров в стиле сталинского ампира, является резьба. Она включает в себя изображения лавровых венков, колосьев и пятиконечных звезд.
Важная деталь сталинского ампира - люстры, освещающие помещение и имеющие парадный вид. Часто они изготовлены из бронзы и украшены хрустальными подвесками. Для декора помещений использовались натуральные материалы - дерево, мрамор, бронза, керамика и хрусталь.
Все "семь сестер" были заложены в один день, но вот история строительства и преобразований у каждой из высоток своя.
Гостиница "Ленинградская" (139 м)
"Ленинградская" - самая низкая из сталинских высоток. При ее строительстве на Комсомольской площади понадобился не только прочный каркас, но и дополнительная опора в виде 10-метровых свай. Такая особенно надежная конструкция связана с ландшафтом: через площадь протекали две подземные речки - Рыбинка и Чечёра.
Фасад гостиницы отсылает к традиционному русскому зодчеству (оформление башни) и барокко (разорванные фронтоны с раковинами). Убранство этой высотки было самым роскошным – чего стоит только 15-метровая бронзовая люстра – гирлянда, занимающая несколько этажей. Благодаря ей здание попало в книгу рекордов Гиннесса.
Именно "Ленинградская" стала мишенью критиков сталинской архитектуры в 1954 году. Архитекторов Леонида Полякова и Александра Борецкого обвинили в неоправданном расходовании средств, "буржуазной помпезности" и ошибочном понимании соцреализма. Также мастеров лишили Сталинской премии, которую незадолго до этого дали за проект высотки.
Высотка на Баррикадной (156 м)
У высотки на Баррикадной много имен. Она также известна как высотка на Кудринской площади или на площади Восстания (так она называлась в советские времена), а еще – Дом авиаторов, поскольку строительство здания курировало Министерство авиационной промышленности.
В центральной секции высотки – 33 этажа. Здание обладает мощным стилобатом, облицованным гранитом: обходя его вокруг, вы оказываетесь на много метров ниже входов в подъезд.
В здании была собственная инфраструктура – парикмахерская, ателье, почтовое отделение, кафе-мороженое и кинотеатр "Пламя".
Здание Министерства иностранных дел (172 м)
Пожалуй, самая известная история про здание МИД – это история про его шпиль. По первоначальным проектам, шпилей не было у многих высоток, но почему-то именно шпиль Министерства иностранных дел оброс легендой, согласно которой плоским завершением без башенки остался недоволен сам Сталин и велел все исправить.
На самом деле, точная причина, почему шпиль решили добавить к уже строящемуся зданию, неизвестна (в других высотках шпиль добавляли на стадии проектирования).
Но именно из-за этого пришлось сделать его небольшим и изготовить из металла, окрашенного под цвет здания, чтобы не перегружать каркас. Сегодня шпиль заметно отличается по цвету от самой высотки. Недавно его заменили, а заодно очистили верхнюю часть здания, вернув ему изначальный светло-бежевый цвет.
Высотка на Красных воротах (138 м)
Эта высотка – единственная из семи, в которую встроен наземный вестибюль метро. Параллельное строительство небоскреба и создание дополнительного выхода из метро поставило перед инженерами сложнейшую задачу, которую к тому же усугубляли водонасыщенные грунты.
Сейчас эскалатор в этом вестибюле прерывается промежуточной площадкой, а дальше располагается уже под другим углом. Сделать поворот пришлось из-за плавунов.
Также для дополнительного укрепления фундамента было принято решение на время строительства заморозить грунты вокруг котлована. Для этого провели специальные трубы, по которым пустили рассол хлористого кальция. А чтобы вспучивание грунта не привело к последующему отклонению здания, высотку сразу стали строить под небольшим углом. Расчеты проводил конструктор Виктор Абрамов, а само здание спроектировал Алексей Душкин – автор таких шедевров московского метро, как "Маяковская", "Кропоткинская", "Площадь Революции", "Новослободская", "Автозаводская".
Высотка на Котельнической набережной (176 м)
Жилую высотку на Котельнической набережной спроектировал Дмитрий Чечулин, он же должен был построить восьмую "сестру" в Зарядье. Боковые корпуса формируют практически прямой угол с усеченной вершиной, одна сторона которого вытянута вдоль Котельнической набережной Москвы-реки, а другая – вдоль Подгорской набережной Яузы.
Высотная часть украшена декоративными аркадами на уровне боковых башенок, с земли хорошо видны крупные статуи комсомольцев примерно на том же уровне.
Характерные украшения именно этой высотки – небольшие декоративные башенки с шарами или "витыми" конструкциями на конце – отсылают к пинаклям, традиционному элементу средневековой готической архитектуры.
В элитном доме находились кинотеатр "Иллюзион", магазины, почта, кафе, салоны красоты, прачечная, изостудия, шахматная школа и даже филиал гостиницы "Варшава".
Впечатлял и список жильцов – здесь жили композитор Никита Богословский, кинозвезды Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, Михаил Жаров, режиссер Роман Кармен, дрессировщица Ирина Бугримова, певица Людмила Зыкина, поэты Роберт Рождественский и Андрей Вознесенский, писатели Василий Аксенов и Константин Паустовский, актер театра и кино Александр Ширвиндт.
Гостиница "Украина" (206 м)
Гостиница "Украина" была сдана в эксплуатацию последней из семи высоток. Интересно, что сначала ее планировали построить на Ленинградском шоссе, недалеко от стадиона "Динамо". Пока нашли новое место, наступил 1953 год, умер Сталин, и проект едва не свернули. Считается, что убедить Хрущева в необходимости построить гостиницу помогло ее переименование из "Дорогомиловской" в "Украину".
Центральный корпус занимает сама гостиница, а в боковых корпусах с переменной этажностью расположены квартиры. Боковые башенки стилизованы под снопы пшеницы.
В архитектурном решении здания органично переплелись новейшие на то время технологии строительства и традиции дворцовой архитектуры. Строгость геометрии флигелей, наличие угловых башенок, шпиль на башне центрального корпуса – все это придает зданию строгость и величие.
Главное здание Московского государственного университета (240 м)
По проекту, самой высокой должна была стать восьмая высотка в Зарядье, но в итоге этот статус достался Главному зданию МГУ. Изначально над проектом работал Борис Иофан, но из-за разногласий по поводу точного места строительства его отстранили от работы, назначив архитектором Льва Руднева.
Фундамент и каркас высотки разработал выдающийся конструктор, будущий создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. Предложенные им принципиально новые технические решения, например коробчатый фундамент, гибкие колонны в первом наземном этаже здания, металлические колонны крестообразного сечения, позволили построить в сложных грунтовых условиях высотное здание переменной высоты без температурных и осадочных швов. Главный корпус МГУ был самым высоким зданием в Европе до 1997 года.
Легенды и мифы "Семи сестер"
Сталинские высотки – самое заметное архитектурное наследие советской власти – не могли не обрасти мифами и легендами. Вот некоторые из них:
Существует поверье, что где-то в подвалах главного здания МГУ и по сей день замурована бронзовая статуя "вождя народов", которую должны были установить вместо шпиля, но передумали после его смерти. Это, конечно, выдумка: работы по устройству фундамента были закончены еще до начала 1951 года, когда Сталин был жив, а 1 сентября 1953 года МГУ уже распахнул двери для студентов.
Следующая легенда также связана с университетом – якобы при строительстве химического факультета были использованы яшмовые колонны из храма Христа Спасителя, которые сохранились после его сноса. А еще вроде бы в здании есть фрагменты самых разных разрушенных памятников архитектуры, например обломки Рейхстага. Небольшая доля правды в этом есть: факультет действительно когда-то был оборудован трофейными немецкими вытяжными шкафами. А вот колонны из яшмы вряд ли стояли даже в самом храме Христа Спасителя, во всяком случае, историки подтверждений тому не нашли.
Сейчас цена двухкомнатной квартиры в высотке на Котельнической набережной может доходить до нескольких десятков миллионов рублей. Однако мало кто знает, что первые жильцы этого дома страдали от нашествия тараканов – здание построили на месте мучных складов. Поэт Евгений Евтушенко так писал о беде, постигшей его самого и его знаменитых соседей:
Тараканы в высотном доме –
бог не спас,
Моссовет не спас.
Все в трагической панике –
кроме тараканов,
штурмующих нас.
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
тараканоубежища нет.
Существует легенда, что верхние этажи высотки гостиницы "Украина" сделаны хуже, чем нижние: шпиль строили заключенные, а начальство опасалось подниматься к ним на такую высоту. Еще одна легенда отчасти может объяснить обрушение одной из башен гостиницы в 2007 году: якобы для того чтобы поскорее достроить здание и принять делегатов Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года, в бетон подмешивали соль.
Высотку на площади Красных ворот очень любят парапсихологи и вообще поклонники всего сверхъестественного. Они рассказывают истории о местных привидениях, и самая известная из них – легенда о хохочущем призраке. Это был мелкий чиновник, служивший в находившемся здесь в советское время Министерстве транспортного строительства. Он пытался добиться расположения жены одного высокопоставленного номенклатурного работника и как-то рассказал ей политический анекдот. Барышня посмеялась и пересказала его мужу. Тот смеяться не стал, а насильно отправил незадачливого ухажера в психбольницу, где он сошел с ума и умер. После смерти призрак решил поселиться в родном министерстве и теперь напоминает о себе в гулких коридорах высотки у Красных ворот.