Павла Алексеевича призвали в пушечный артиллерийский полк, когда ему только исполнилось 18. Пришла повестка – и он отправился на фронт не раздумывая.
"Пушку заряжал, порох граммами отвешивать надо, определенный заряд надо было делать по-разному, и он это все рассчитывал. Носил снаряды тяжелые, говорил, сначала их поднять не мог. Но потом привык потихонечку", – рассказала дочь ветерана, Галина Павловна.
За годы Великой Отечественной войны пришлось пройти через многое. По словам Галины Павловны, Андреев пережил тяжелую контузию и не раз видел, как гибли его сослуживцы.
"Гибли люди, Волга горела. Наши катера переправляли жителей Сталинграда, эвакуировали. Видно было, как их бомбили, много было самолетов немецких. Волга была просто красной, и горело все. Очень было страшно. (…) Однажды его засыпало землей в окопе, не могли найти, потом случайно обнаружили – живой. Контузия была, его направили в госпиталь, но он отказался. Сказал, мол, потом в свое отделение не попаду, хочу быть со своими. Так и остался, контуженный продолжал воевать дальше", – поделилась дочь Павла Алексеевича.
Елизавета Кондратьевна Диденко: "И поваром была, и в разведку ходила"
Участница Сталинградской битвы Елизавета Кондратьевна Диденко рассказала РЕН ТВ, что ее призвали служить сразу после школы. Бралась за любую работу – была и медсестрой, и поваром, и разведчицей. День Победы Елизавета Кондратьевна встретила в Будапеште.
"В 1941 году нас вызвали в военкомат, спросили: "Хотите в армии служить?" И мы пошли. Как призвали, с первых дней нас начали бомбить, прятались кто куда. Мы мирно жили, ничего не знали о военном деле… Нас погрузили в эшелон, сказали, не было немецких самолетов. Только погрузили, тут же самолеты появились. Шофер опытный, он в туннель нашу машину загнал, и мы остались живы. А кто остался, не смог вместиться, всех перебили. Я в разведку ходила, когда немцы к Сталинграду подошли… Узнала, где немецкие части, – сразу доложила, а наши уже огонь открыли", – вспоминает 101-летний ветеран ВОВ.