Когда говоришь про Толстого, попадаешь примерно в такую же ситуацию, поэтому я хотел бы остановиться на конкретном случае, о котором не все могут помнить.
Однажды в 1869 году в Арзамасе Толстого охватил жуткий, необъяснимый страх смерти: "Всю ночь я страдал невыносимо... Я живу, жил, я должен жить, и вдруг смерть, уничтожение всего. Зачем же жизнь? Умереть? Убить себя сейчас же? Боюсь. Жить, стало быть? Зачем? Чтоб умереть. Я не выходил из этого круга, я оставался один, сам с собой".
Сам писатель позже назвал это "арзамасским ужасом". Есть предположение, что после того случая жизнь Толстого раскололась напополам. К работе, жене и детям он охладел. На сороковом году своей деятельной жизни он ощутил ужаснувшую его огромную пустоту. После того случая он поставил перед собой задачу — указать людям выход из заколдованного круга.
Мысль Толстого была в следующем: если помнишь, что умрешь, то ясно, что истина — не в отдельной личности, а в чем-то другом, что, по-видимому, конца не имеет. А точнее - истина в Боге. Далее шли бесконечные споры с собой: то ли в Триедином Боге христианской церкви, то ли в Христе без церкви, то ли в "безграничной вселенной, от которой человек чувствует себя ограниченным", и т.д.
Думаю, что ему открылись все секреты 7 ноября 1910 года, когда он покинул этот мир на станции Астапово Рязанской железной дороги.
Нам же со всем этим ещё предстоит разбираться, и каждый делает это по-своему.
Какое время, такие и нравы, поэтому спущусь на самое дно. И если, скажем, в СССР Толстой был самым издаваемым писателем — общий тираж его произведений превысил 430 млн экземпляров, то в наше время за пару дней несколько миллионов может собрать совсем другой продукт, а именно клип Филиппа Киркорова и Николая Баскова – Ibiza.