в удобном формате
190 лет назад, 9 сентября 1828 года, в Тульской губернии в дворянской семье родился великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Для нас он навечно – национальный гений, непревзойдённый мастер прозы, эдакий крёстный отец в литературе. Для всего мира он – величайший романист. Если раньше Эрнест Хемингуэй со свойственным ему чувством юмора писал: "Я начал очень скромно и побил господина Тургенева. С господином Стендалем у меня дважды была ничья... Но ничто не заставит меня выйти на ринг против господина Толстого", то сегодня самый авторитетный романист Джонатан Франзен при любом удобном случае раздаёт своим литературным героям книги Толстого, тем самым отдавая дань своему учителю, перед которым он преклоняется и ходами которого пользуется.
Помните эту притчу о слоне, который однажды пришёл в деревню, тем самым обеспокоив жителей? Король приказал мудрецам исследовать этот феномен, и в итоге кто-то говорил, что это громадная ходячая пульсирующая стена, кто-то высказал догадку, что ходячее дерево. Третий объявил, что на самом деле это змея. Четвертый, что они имеют дело с огромным ходячим листком. Пятый, пощупав хобот, закричал, что все предыдущие мнения бред и на самом деле это не что иное, как большой подвижный шланг. Мудрецы были слепые и определяли слона на ощупь. В этом соль притчи.
Когда говоришь про Толстого, попадаешь примерно в такую же ситуацию, поэтому я хотел бы остановиться на конкретном случае, о котором не все могут помнить.
Однажды в 1869 году в Арзамасе Толстого охватил жуткий, необъяснимый страх смерти: "Всю ночь я страдал невыносимо... Я живу, жил, я должен жить, и вдруг смерть, уничтожение всего. Зачем же жизнь? Умереть? Убить себя сейчас же? Боюсь. Жить, стало быть? Зачем? Чтоб умереть. Я не выходил из этого круга, я оставался один, сам с собой".
Сам писатель позже назвал это "арзамасским ужасом". Есть предположение, что после того случая жизнь Толстого раскололась напополам. К работе, жене и детям он охладел. На сороковом году своей деятельной жизни он ощутил ужаснувшую его огромную пустоту. После того случая он поставил перед собой задачу — указать людям выход из заколдованного круга.
Мысль Толстого была в следующем: если помнишь, что умрешь, то ясно, что истина — не в отдельной личности, а в чем-то другом, что, по-видимому, конца не имеет. А точнее - истина в Боге. Далее шли бесконечные споры с собой: то ли в Триедином Боге христианской церкви, то ли в Христе без церкви, то ли в "безграничной вселенной, от которой человек чувствует себя ограниченным", и т.д.
Думаю, что ему открылись все секреты 7 ноября 1910 года, когда он покинул этот мир на станции Астапово Рязанской железной дороги.
Нам же со всем этим ещё предстоит разбираться, и каждый делает это по-своему.
Какое время, такие и нравы, поэтому спущусь на самое дно. И если, скажем, в СССР Толстой был самым издаваемым писателем — общий тираж его произведений превысил 430 млн экземпляров, то в наше время за пару дней несколько миллионов может собрать совсем другой продукт, а именно клип Филиппа Киркорова и Николая Баскова – Ibiza.
Киркоров и Басков в париках и одежде в стиле 1990-х издеваются друг над другом, а к концу клипа их противостояние ужесточается настолько, что мы можем увидеть поджигание одежды, откусывание носа (в котором обыгрывается шутка их ориентации) и ошпаривание кипятком. В клипе также появляются Сергей Шнуров, Гарик "Бульдог" Харламов, Анита Цой, Андрей Малахов и ряд других персон шоу-бизнеса. Создатели популярного видео отмечают, что оно не для всех, поскольку в клипе обилие нецензурной лексики, сцен насилия и употребления алкоголя.
Одни из самых (если не самые) популярных артистов поняли, что их смещают с олимпа более современные и продвинутые деятели шоу-биза, и решили пойти ва-банк, а именно сыграть на самом пошлом, мерзком и похабном, что было в их арсенале. И это работает! Это "грязное перерождение" помогает оставаться им в тренде.
Самое забавное, что Киркорова и Баскова невероятно корежит от того, что им приходится делать. Ужас перед таким вот существованием в говне и мерзости (а всякие стразы, как показывает клип, моментально переходят в самые вонючие субстанции) заметен, и это определяет пафос клипа. Может, нас ждет перерождение и перед нами новые гуру-богоискатели в лице бывших попсовиков?
Понятно, что многие будут ругать этот клип самыми последними словами. Ругать и смотреть. А артисты будут всё это монетизировать и собирать полные залы – так у нас заведено.
Итак: в 1869 году самый популярный писатель России Лев Николаевич Толстой испытал "арзамасский ужас", а в 2018 году самые популярные исполнители Филипп Киркоров и Николай Басков испытывают ужас Ибицы, в некотором смысле тоже испытывают перерождение.
Мы живём в свободной стране, и любой русский художник имеет спасительный шанс на свой арзамасский ужас.
В книге "Generation "П" Виктор Пелевин писал: "Воображение, между тем, успело нарисовать портрет замаскировавшегося титана рекламной мысли, способного срифмовать штаны хоть с Шекспиром, хоть с русской историей".
Давайте не будем отказывать себе в этих странных сближениях - они есть суть национального мышления, это и сам Толстой отмечал.