Порой складывается впечатление, что некоторые законы пишут только ради того, чтобы выявить глупость их создателей. Иначе сложно объяснить, зачем принимаются такие законодательные акты, как латвийский "О статусе участников Второй мировой войны".
Этот документ, вступивший в силу в январе 2018 года, по признанию его авторов, должен был уравнять в статусе бывших воинов Красной армии и латышей, воевавших в составе войск СС. Латвийские политики не скрывали, что хотят унизить советских ветеранов. Однако в реальности единственное, чего добились, запутавшись в формулировках, — создали абсурдный прецедент: закон не понятно о ком и непонятно для кого.
Причем путаница начинается уже с первых строк. В первых статьях указывается, что ветеран Второй мировой войны — это человек, имевший по состоянию на 17 июня 1940 года гражданство Латвии, состоявший в "регулярных военных формированиях" и при этом "участвовавший в вооруженной борьбе" как против нацистской Германии и ее союзников, так и против СССР.
Подобное определение способно вызвать если не улыбку, то удивление.
О каких латвийских "регулярных военных формированиях" может идти речь, если согласно этому же закону Латвия с 1940 года была страной "оккупированной"? Если страна оккупирована, то на ее территории могут действовать только партизанские, т. е. нерегулярные формирования.
Можно, конечно, предположить, что законодатели просто допустили опечатку и под формулировкой "регулярные военные формирования" подразумевали партизан. Но и в этом случае положения закона не применимы. Во время Второй мировой войны не было партизан, которые бы одновременно воевали и с Гитлером, и со Сталиным.