35 лет назад Москва начала отношения с Афганистаном с "чистого листа"
в удобном формате
15 февраля исполнилось 35 лет со дня вывода Ограниченного контингента Вооруженных сил СССР с территории Афганистана. В канун этой годовщины руководство "Справедливой России – За правду" выступило с инициативой о пересмотре решений II Съезда народных депутатов СССР, Речь идет о постановлении под названием "О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан", принятом в декабре 1989 года. В указанном документе содержалось политическое и моральное осуждение решения руководства СССР о вводе войск на афганскую территорию.
Пребывание Ограниченного контингента Вооруженных сил СССР в Афганистане является одной из "больных" тем в нашей истории. Связано это с тем, что операция, рассчитанная всего лишь на демонстрацию сил, вылилась в полноценные военные действия и затянулась более чем на 9 лет. Результатом стали значительные потери среди советских военных. Согласно официальной статистике, погибло и пропало без вести 15 469 человек. И это не считая умерших от ран в госпиталях на территории СССР или скончавшихся от последствий ранений. Кроме того, несмотря на решение военных задач, СССР не смог решить главную задачу – политическую. В Афганистане не удалось установить прочный режим, а спустя два года после вывода войск распался и сам Советский Союз.
В целом же если оценивать Афганскую войну, то ее можно рассматривать исключительно в рамках общей среднеазиатской политики сначала Российской империи, затем СССР и, наконец, Российской Федерации.
Современные политические границы в Средней Азии являются следствием масштабной российской экспансии в регионе в середине XIX века. До этого политика России ограничивалась постепенным освоением современного Казахстана. Что же касается Туркмении, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Афганистана, то в их внутреннюю политику Российская империя не вмешивалась, развивая торговые связи. Новая же политика буквально перевернула регион. Южные границы Российской империи протянулись до современного Афганистана. При этом Россия взвалила на себя крайне тяжелую ношу. Ей достался экономически отсталый регион, в развитие которого в дальнейшем пришлось вкладывать огромные средства. Кроме того, Средняя Азия был наполнена межэтническими противоречиями, часть из которых отразилась на отношениях с Афганистаном.
В этой стране практически никогда не было единой центральной власти, а ключевую роль играли племенные кланы. Основным народом Афганистана являлись пуштуны, территории исторического проживания которых в XIX веке оказались захвачены англичанами. Сегодня эти земли включены в государство Пакистан, границы с которым Кабул никогда не признавал. На севере страны проживали многочисленные общины туркмен, таджиков и особенно узбеков. Они были кровно связаны со своими соплеменниками, оказавшимися на территории российской Центральной Азии. Эти племена не признавали новых границ, которые фактически отрезали их от родственников. И это привело к возникновению многочисленных русско-афганских конфликтов, которые ко всему всячески подогревались англичанами. В 1885, 1891–1894, 1929–1930 годах дело дошло фактически до войны между Российской империей, а затем СССР и Афганистаном. Конфликт 1929–1930 годов привел к первому вводу группировки советских войск на афганскую территорию.
В 1978 году к власти в Кабуле пришли местные коммунисты. Во многом их приход оказался неожиданностью для руководства Советского Союза. Новое афганское правительство сразу же подписало Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве с СССР. Это соглашение создавало благоприятные предпосылки для советско-афганского урегулирования и решения спорных вопросов. Однако такое урегулирование противоречило планам англосаксов, которые нацелились устроить Советскому Союзу "афганский Вьетнам".
3 июля 1979 года президент США Джимми Картер издал секретное распоряжение о финансировании афганской вооруженной оппозиции с целью свержения кабульского режима. Это привело к дестабилизации и без того неспокойной страны, а также смещению просоветского правительства. В этих условия в Москве и было принято о вводе Ограниченного контингента. На сегодняшний день сложно судить, насколько верным было это решение.
Главное то, что никто не рассчитывал задерживаться в соседней стране. Войска были введены в декабре 1979 года с условием вывода в течение полгода. По этой причине ввод советских формирований даже юридически не оформили. Конституции СССР допуска использование войск за рубежом только по постановлению Президиума Верховного Совета СССР. Но такое постановление не принималось, что в дальнейшем и стало формальным основанием для приведенного выше решения II Съезда народных депутатов СССР.
Вопреки мнению Генштаба армию на территории Афганистана привлекли к выполнению несвойственных ей функций.
Военные строили школы и больницы, прокладывали новые дороги, закладывали промышленные объекты. Такой подход был направлен на то, чтобы сделать экономику Афганистана самодостаточной. Кроме того, афганская экономика должна была дополнить экономику среднеазиатских республик СССР. Горные реки Афганистана предполагалось использовать для решения ирригационных проблем, связанных с орошением хлопковых сельхозземель. Кроме того, на афганской территории были обнаружены большие запасы газа, поставки которого могли увеличить производство удобрений для сельского хозяйства Средней Азии. Но в неспокойной стране такой подход вел к резкому увеличению капиталовложений, которые ложились тяжелым бременем на советский бюджет. И это при нерешенности собственных экономических проблем.
Кроме того, у Афганистана не были урегулированы границы ни с одним соседом, за исключением Советского Союза. Существовали замороженные территориальные конфликты с Ираном, Пакистаном и Китаем, а ввод советских войск и вмешательство США спровоцировал их размораживание. Разрешать эти конфликты также пришлось армии.
В этой ситуации вывод Ограниченного контингента был предопределен. Распад же СССР создал новую геополитическую реальность. Все среднеазиатские республики провозгласили независимость. Для Москвы уже нет необходимости брать на себя непосильный груз решения многочисленных и, по сути, чужих ей этнических и социальных проблем. Новые взаимоотношения теперь можно строить исключительно на принципах экономической выгоды. Отношения не только с Туркменией, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном, но и Афганистаном можно строить с "чистого листа".