в удобном формате
Декабрь 1991 года стал последним месяцем в истории СССР. 8 декабря лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич встретились в правительственной резиденции Вискули, расположенной в Беловежской пуще – именно так были названы соглашения о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ).
В этом документе говорилось, что с момента заключения на территории стран-подписантов больше не действовали нормы Советского Союза. Сами государства обязались сотрудничать на взаимовыгодной основе во многих сферах. Руководители признавались, что переговоры о подготовке Союзного договора зашли в тупик и они решились на образование СНГ, осознавая "назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ".
На тот момент история СССР еще не подошла к концу. Могучий колосс, супердержава существовала на бумаге вплоть до 26 декабря 1991 года.
Выход СССР из ООН
Советский Союз еще не прекратил существование, но Россия уже 24 декабря заняла его место в Совете Безопасности ООН. В этот день посол Юлий Воронцов привез в ООН письмо Бориса Ельцина. В послании говорилось, что Россия является "продолжателем СССР в ООН", что означало сохранение места в Совбезе. Сам дипломат говорил, что процесс перехода от Союза к РФ оказался довольно сложным. Воронцов говорил, что страны возражали против подобного "замещения".
"Было много предложений, чтобы Российская Федерация вступала в ООН как новый член, и чтобы она не занимала место постоянного члена Совета Безопасности, ибо в Уставе ООН она не значится – в Уставе прописан Советский Союз", – отмечал Воронцов.
Обсуждение велось на протяжении долгих дней – председателю Генассамблеи даже пришлось запросить мнение Международного суда. Ответ не заставил себя долго ждать: "Как вы решите в ООН, так и будет". Однако даже после этого продолжались разговоры о том, что "вакантное" место в Совбезе могло отойти Японии или Германии. Но его тоже удалось отстоять благодаря плотной работе с западными державами. Воронцов говорил, что американская сторона подсказала "отличный юридический вариант", который делал дальнейшие споры беспредметными. Тогда именно слово "продолжатель" сыграло важную роль.
Переименование РСФСР в Российскую Федерацию
В первой половине дня 25 декабря Российская Федерация окончательно заменила Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. Впрочем, еще в течение года про РСФСР не забывали – в первую очередь старое название дозволялось использовать в официальных документах.
"Допустить в течение 1992 года использование прежних наименований "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика", "РСФСР" в официальном делопроизводстве (бланки, печати и штампы)", – такой пункт содержался в постановлении Верховного Совета РСФСР.
В Конституции новое название появилось только спустя несколько месяцев. В Основной закон ввели пакет поправок, которые отражали появление России после распада СССР в качестве самостоятельного государства. "Российская Федерация – Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами", – было указано в тексте. В главах и разделах Конституции исчезло старое название: на смену РСФСР окончательно пришла Российская Федерация.
Заявление президента Горбачева об отставке
"Дорогие соотечественники! Сограждане! В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР. Принимаю это решение по принципиальным соображениям", – с этих слов начал свое телевыступление первый и единственный президент СССР Михаил Горбачев.
За два часа до этого, около 17:00 по московскому времени, Горбачев побеседовал с иностранными лидерами. Он переговорил с президентом США Джорджем Бушем и министром иностранных дел Германии Гансом‑Дитрихом Геншером.
Он предупредил Буша об отставке и выразил надежду, что накопленный в советско-американских отношениях капитал будет приумножен. Американский лидер заверил коллегу, что Штаты намерены помогать России, а Вашингтон постарается строить отношения с руководителями России и других бывших советских республик "на прогрессивной основе".
Речь президента СССР
Граждане прильнули к телевизорам в 19:00: Михаил Горбачев подводил итоги пути, который был пройден с 1985 года. Он заявил, что попытки частичных реформ "терпели неудачу одну за другой". "Так дальше жить нельзя", – сказал глава государства.
При этом он отметил, что общество сумело раскрепоститься духовно и политически, а на пути демократических преобразований был совершен прорыв. Страна начала продвигаться к многоукладной экономике, которая начала поворачиваться к рынку. Горбачев отмечал, что в мире также произошли значимые изменения. Было покончено с холодной войной и остановлена гонка вооружений, государство открылось миру.
"Мы стали одним из главных оплотов по переустройству современной цивилизации на мирных, демократических началах", – добавил президент Советского Союза.
Горбачев поблагодарил граждан и своих сторонников, государственных, политических и общественных деятелей. Напоследок он выразил надежду, что общие усилия дадут плоды, а народы смогут сосуществовать в процветающем и демократическом обществе.
Передача президентского ядерного чемоданчика
После обращения к гражданам президент Советского Союза подписал указ о сложении полномочий Верховного главнокомандующего СССР. Следующий шаг – передача ядерного чемоданчика президенту России Борису Ельцину. Это командное устройство должно было всегда оставаться при высших руководителях ядерных держав.
Чемоданчик, он же абонентский комплекс "Чегет", стоял на боевом дежурстве с 1979 года. Разрабатывали его под генсека Леонида Брежнева, однако опытная эксплуатация началась только в 1983 году при Юрии Андропове. Первыми обладателями стали министр обороны Дмитрий Устинов и начальник Генштаба Николай Огарков. Год спустя "Чегет" получил Константин Черненко, став первым генсеком, которому вручили систему управления ядерным оружием, а следом чемоданчик передали Горбачеву.
Процедуру условились проводить в кабинете Горбачева, расположенном в Кремле. Там уже находились министр обороны Евгений Шапошников, генералы и офицеры, приставленные к ядерному чемоданчику. Президент СССР направил Ельцину пакет с указом о передаче полномочий Верховного главнокомандующего Вооруженными силами. Сам чемоданчик на время достался Шапошникову, через несколько минут система контроля над ядерным оружием обрела нового владельца.
Спуск флага СССР и поднятие российского триколора над Кремлем
Еще один важный момент: ровно в 19 часов 38 минут начали спускать флаг Советского Союза. Красное полотно уступило место российскому триколору, а сама процедура проходила перед Сенатским дворцом Кремля и заняла около 10 минут.
При этом смена флага перед зданием ООН в Нью-Йорке прошла днем ранее, как раз когда Российская Федерация заняла место СССР. Некоторое время просуществовал и самый высокорасположенный советский флаг – его разместил на станции "Мир" космонавт Анатолий Арцебарский.
Арцебарский успел вернуться в СССР. А его товарищ Сергей Крикалев застал появление России на геополитической арене прямо на орбите. 26 декабря, когда эра Советского Союза подошла к концу, Крикалев вместе с Александром Волковым наблюдали за происходящим из космоса. Прибыл Крикалев уже в другую страну.
Космонавт вспоминал: "Мне часто задают один и тот же вопрос: вот вы в 1991 году улетели из Советского Союза, а прилетели в Россию. На самом-то деле тогда я улетел из Москвы – и прилетел в Москву. Она никуда не делась. Санкт-Петербург никуда не делся. Встречали те же люди, которые провожали".
Распад СССР и образование России подпитывали граждан новыми надеждами. Некоторые считали, что конец холодной войны поможет стране сблизиться с Западом, откуда поначалу поступали только позитивные сигналы. США и соратники делали ставку на "торжество демократии", а исчезновение Организации Варшавского договора и самого СССР будто бы означало, что напряженность между двумя могучими военно-политическими блоками удалось окончательно снять.
Со временем обещания НАТО о нерасширении растворились в воздухе. Альянс начал поглощать страны к востоку от объединенной Германии, бывшие страны социалистического лагеря попали на новую орбиту влияния, по Европе начали расползаться базы и комплексы вооружений, которые способны угрожать России. Западный мир сделал все возможное, чтобы доминировать в восточноевропейском регионе, забывая про гарантии безопасности, о которых по итогам "короткого двадцатого века" говорили лидеры держав. Спустя 30 лет после исчезновения с политической карты мира СССР на Западе все чаще говорят о возникновении "новой угрозы", продолжая воскрешать призраков прошлого.