в удобном формате
Укро-советский поэт Владимир Сосюра родился 6 января 1898 года, а умер 8 января 1965 года. Как литератор он не заслуживает особых упоминаний: некоторые таланты у него были – он порой писал неплохие лирические стихи, однако он не был по-настоящему крупным поэтом. Его слава в СССР возникла, в основном, из-за скрупулезного следования им генеральной линии партии. Тем не менее, следуя партийным указаниям, он сыграл немалую роль в создании украинской политической нации; он до сих считается классиком украинской литературы, его сочинения включены там в программу школ и вузов, его стихи активно используются в антирусской пропаганде. К тому же судьба Сосюры достаточно типична для основателей украинского национализма и ярко показывает его искусственный характер.
Будущий украинский поэт Владимир Сосюра родился в Дебальцево. Его отец имел французские корни, а мать – сербские. Малороссийское наречие присутствовало в данном регионе, но не особо. Поэтому закономерно, что свою поэтическую деятельность будущий классик украинской литературы начал вести на русском языке, и эти русские ранние стихи Сосюры были удостоены публикаций в местных газетах. Но его юность пришлась на переломный период, когда после потрясений 1917 года даже намного более зрелые люди буквально сходили с ума: одни решили, что происходит "сбыча мечт" человечества по социальному переустройству мира, другие подумали, что настал период национального возрождения даже у наций, которых никогда не было. В ряды вторых попал и юный Владимир Сосюра, возомнивший себя великим укром в тот недолгий период, когда Дебальцево контролировала Украинская Народная Республика. В ту пору под влиянием шока от распада страны так поступало немало людей вовсе не украинского происхождения: например, в те годы в новороссийском городе Мелитополе утверждался в политическом украинстве Дмитрий Донцов – такой же "щирый укр", почти ровесник Сосюры, имевший немецко-русское происхождение, но ставший впоследствии известным теоретиком укро-нацизма.
Владимир Сосюра стал служить в армии УНР, был в ней "роевым" (нечто вроде командира отделения), и даже стоял на часах возле резиденции Петлюры. Там он начал писать на украинском, и петлюровцы даже помогли ему издать первый сборник стихов, ныне утраченный.
Однако в результате поражений армии УНР он, в конце концов, попал к красным, где "переобулся", вступив в Компартию. В дальнейшем он стал одним из самых маститых литераторов УССР и всего Советского Союза. Он активно воспевал партию и лично великого вождя – тов. Сталина. За это он получил все самые престижные премии того времени, большую квартиру в центре Киева, дачу, массу других льгот. Он жил в знаменитом киевском доме писателей "Ролит" ("Работник литературы"), где, несмотря на официозную доктрину равенства, в части квартир были предусмотрены комнатки для прислуги. Позже он переехал в еще более престижное жилище. В советское время литература в стиле соцреализма в некотором смысле заменила религию, и советские писатели по общественному положению и роли стали чем-то вроде священнослужителей, а Сосюра среди них был чем-то вроде целого "митрополита". Ведь он являлся не просто литератором, а одним из самых ведущих и обласканных Компартией писателей, что и неудивительно в свете его подхалимажа перед властями. К примеру, в печально известном 1937 году он написал стихи, до небес превозносящие Сталина, с такими строками в переводе с украинского:
"Ты светишь нам, в грядущее ведешь
ВЕКОВ МАЯК и СЛАВА МИЛЛИОНОВ"
Как известно, "Веков маяк" лично внимательно следил за литературой, любил подобные льстивые речи, и привечал их авторов. Однако было бы большой ошибкой сводить путь Владимира Сосюры к одному только приспособленчеству, хотя оно играло большую роль в его сомнительном сочинительстве. И так же точно было бы неверно сводить сталинскую поддержку ему только к наградам за лесть. Нет, процессы тогда шли намного более интересные, чем просто развитие взаимоотношений властелина со своими придворными угодниками: руководство СССР активно использовало литераторов-националистов для создания искусственных наций, особенно – украинской.
И Сосюра, перейдя от петлюровцев в ряды коммунистов, вовсе не изменил своему украинскому национализму и антихристианству, а только изменил их оттенки. Напротив, он в УССР развивал сочинительство в направлении насаждения русофобии и безбожия куда успешнее, чем в УНР. Он повторил в этом путь множества бывших петлюровцев, которых советское правительство пригласило для проведения принудительной украинизации УССР. Они взялись за дело искренне, став национал-большевиками украинского разлива и воспевая УССР, где сбылись многие их мечты. Они считали квазигосударство УССР переходным этапом к полной независимости, что и сбылось. Напомню, например, что писал эмигрировавший во Францию Владимир Винниченко – один из экс-руководителей УНР: "...Украинская государственность в УССР есть. Она живет, накапливает силы, которые скрыто содержат в себе идею самостоятельности и в благоприятное время взорвутся, чтобы осуществить ее".
Советское правительство пригласило и экс-главу УНР М. Грушевского, фальсификатора истории, который оказал огромное влияние на создание лживой историографии УССР, и целую плеяду других националистов. Грушевский писал: "В УССР из Галиции переехало около 50 тысяч человек с женами и семьями, молодые люди, мужчины. Много галичан работает в аппарате Наркомпроса Украины".
Так же точно прижился в советском Киеве и молодой Сосюра. Он подружился с революционным поэтом Эдуардом Багрицким, который, будучи русофобом, окончательно убедил Сосюру писать только по-украински (хотя в быту, как говорили его соседи, Сосюра продолжал общаться по-русски). На это ориентировала "совписов" и большевистская власть, настроенная на дерусификацию страны и на поддержку националистов окраин. Так, на XII съезде РКП(б) Сталин, при одобрении ЦК, заявлял: "Решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является первоочередной задачей нашей партии". А 12 февраля 1929 года Сталин, выступая на встрече с украинскими литераторами, отметил: "... На каком языке мы можем поднять культуру Украины? ТОЛЬКО НА УКРАИНСКОМ".
Неудивительно, что Владимир Сосюра, который с одной стороны реально проникся украинским национализмом, а с другой – любил комфорт, веселые посиделки в ресторанах и бильярд, усердно следовал генеральной линии партии на тотальную украинизацию и раздувание русофобии.
Например, в 1930 году он написал поэму "Мазепа", где воспел одиозного предателя, преданного анафеме. Только в предательстве Сосюра обвиняет не вероломного гетмана, а… Украину, решившую остаться под властью русского царя. Так это звучит в переводе с украинского:
"Его ж ты предала и степью
Пошла рабынею Петра".
Автор вообще поносит Украину последними словами за то, что она не хочет жить без России, обзывает ее "потаскухой", упрекает в том, что она плодит всего "двух-трех героев", имея в виду, очевидно, Мазепу и себя, а все остальные ее дети – "дураки" и "байстрюки".
Забавно, что эти крайне издевательские по отношению к Украине вирши до сих пор любят цитировать украинские националисты, постоянно поливающие грязью свой край за то, что большинство его людей не желали откалываться от России. И при этом они называют нас "украинофобами", хотя я, например, никогда не позволял себе таких оскорблений в адрес Украины и ее населения!
В 1944 году Сосюра написал стихотворение "Любите Украину", где сравнил ее с… библейской Неопалимой купиной, то есть с Богом! В 1948 году он в атеистическом СССР издал религиозную поэму "Каин", где оправдывал братоубийцу, а также соблазнившего Еву демона. На первый взгляд удивительно, что в СССР с его "научным материализмом" можно было издать такую поэму с перепевом преданий сект масонов и гностиков, но за атеистической витриной в стране явно скрывалось нечто совсем иное…
Сейчас в нашем обществе распространяются мифы о том, что Сталин, якобы, был русским патриотом и даже тайным православным, по крайней мере – после войны, и что он, якобы, в те годы покончил с украинизацией. На самом деле он ее продолжал все время, хотя и в более мягкой форме: в частности, это выразилось и во вручении автору "Мазепы" и "Каина" сталинской премии первой степени в 1948 году. В денежном эквиваленте украинский националист Сосюра получил от Сталина огромную по тем временам сумму в 100 000 рублей: при средней зарплате в 731 рубль, премия составляла зарплату обычного гражданина за двенадцать с половиной лет. Плюс, конечно, огромный престиж – это ведь была высшая премия СССР в то время.
В 1962 году Сосюра получил и высшую премию УССР – имени русофоба Шевченко. Данная премия была учреждена в 1961 году, когда власти заставили весь СССР чествовать память этого второстепенного литератора, погибшего от попойки в Великий пост. Тогда памятники Шевченко наводнили не только УССР, где их поставили аж 2000, но и РСФСР, и Казахстан. Премия Шевченко составляла 2500 рублей – тоже немалая сумма на то время – примерно 30 среднемесячных зарплат.
Правда, иногда партийные боссы публично критиковали Сосюру за националистические перегибы, когда он, задрав штаны, бежал впереди вождей по украинизации, но ни во что особенно плохое для него это не вылилось. Союз писателей УССР, где он состоял всю сознательную жизнь, в конце 1980-х годов закономерно стал фундаментом для создания антирусского "Народного руха", а сам русскоязычный русофоб Сосюра посмертно стал одним из "культурных героев" майданной Украины, несмотря на весь свой коммунизм. Те, кто сейчас мечтает об СССР-2, фактически мечтают о воскрешении тотальной советской украинизации и прославлении вот таких сталинских лауреатов. Воистину, правильно было сказано руководством России, что Украина нуждается в реальной декоммунизации!