Когда я был подростком, я старался представить своих дедов, как они неслись с бритвами в метр наголо на лавину таких же безумных польских конфедератов. Признаюсь, меня охватывала жуть.
Некоторые кавалеристы, говорят, могли разрубить человека до седла. С бритвами наголо!.. Как они решались на это? Я пытался найти информацию. "Да чего, летишь как все!" — буркнул мне один дед.
1-я Конная армия широко известна. Про нее в 1926-м написал Бабель. А песен сколько сложено!
Мы красные кавалеристы, и про нас
Былинники речистые ведут рассказ...
Или:
Вспомним славу Первой конной,
как дорогой храбрецов,
командарм Семен Буденный,
На врага водил отцов.
Или:
На Дону и Замостье
Тлеют белые кости,
Над костями шумят ветерки,
Помнят псы-атаманы,
Помнят польские паны,
Конармейские наши клинки.
Между тем, она просуществовала меньше двух лет.
Никто и не вспомнил ни 17 ноября, ни в декабре 2019 года о столетии Первой конной. Тут ко мне приезжал один молодой полковник в отставке, он мне напомнил. А ведь они — наше национальное достояние.
Ну, за сто лет никого из тех бойцов (а порой в Первой конной бывало до 30 тысяч бойцов) давно уже нет на белом свете, ясное дело.
А кавалерийская лавина тысяч всадников, летящих в атаку с клинками-бритвами наперевес, до сих пор заставляет кипеть мозги.
В иностранных армиях конных армий не было. Идею красные позаимствовали у белых.
Успешные операции корпусов Мамонтова и Шкуро в тылах РККА натолкнули красных на идею конной армии.
17 ноября 1919-го по решению РВС Южного фронта Конармия была создана, а 6 декабря был подписан приказ о создании Первой конной (вот как всё правильно делали в ту пору: вначале создали, а потом подписали приказ о создании). Во главе был поставлен РВС в составе командующего Буденного и членов РВС Ворошилова и Щаденко.
Конармия был образована вначале из трех дивизий: 4-й, 6-й и 11-й конного корпуса Буденного, в апреле 1920-го к ним присоединили 2-ю и 14-ю кавказские дивизии. Собралось 16-17 тысяч кавалеристов.