window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
09 декабря 2024, 14:00

Государственный переворот в Румынии: демократия – власть демократов

Следите за нашими новостями
в удобном формате
Политолог Дмитрий Родионов о том, как страны Запада скатываются на уровень африканских диктатур.
Фото: © REUTERS/Louisa Gouliamaki

А между тем в одной из стран Евросоюза и НАТО произошел целый государственный переворот.

Так решение Конституционного суда об отмене итогов первого тура президентских выборов прокомментировал фаворит этой гонки и победитель первого тура Кэлин Джорджеску.

"Последнее решение Конституционного суда страны является не просто юридическим, а политическим актом, который представляет собой государственный переворот", – заявил он в видеообращении.

Ну а как это еще можно охарактеризовать? Менее чем за двое суток до второго тура, когда уже началось голосование в его рамках на зарубежных участках, отменять итоги первого. Причем тот же Конституционный суд в понедельник итоги первого тура утвердил. Однако сразу этого после вылез пока еще действующий президент Клаус Йоханнис с рассекреченными отчетами спецслужб и МВД о якобы имевших место нарушениях во время избирательной кампании.

Напомню, Джорджеску неожиданно для всех сенсационно победил в первом туре, набрав 22,95%. Для победы сразу этого оказалось мало, но результат и впрямь оказался сенсационным, такого никто не ждал от малоизвестного правопопулистского политика, выступавшего к тому же как независимый кандидат, т.е. без поддержки какой-либо серьезной политической силы. К тому же у него и избирательной кампании в классическом понимании и не было – он ее вел в Тик-токе. Тик-ток ему в итоге и вышел боком – "подозрительная активность" аккаунтов в этой соцсети стала поводом для обвинений в нарушениях.

Тем не менее результат Джорджеску логичен и понятен. Население страны устало от проводимой на протяжении десятилетий политики, диктата Брюсселя, навязывания чуждых этой восточноевропейской и православной стране "ценностей" – при том что Румыния в ЕС остается самой бедной страной. А тут еще необходимость поддерживать Украину – страну, которая, по мнению многих румын, занимает часть исконно румынской территории. Это мнение отнюдь не маргинально. Два года назад о том, что Украина находится в неестественных границах и должна уступить свои территории, заявил целый экс-министр иностранных дел Румынии Андрей Марга. А в прошлом году сенатор Диана Шошоакэ представила законопроект, подразумевающий необходимость аннексии территорий, которые принадлежали Румынии в межвоенный период и которые сейчас являются частью Украины.

И вот этой стране, которая еще и разоряет местных фермеров провозом своего зерна в Европу, и без того бедная Румыния должна помогать. Еще и с перспективой втягивания в войну с Россией. К которой румыны, если что, не испытывают зоологической ненависти, как те же поляки.

Против этого был Джорджеску, пообещав, что в случае победы на выборах выступит против дальнейшей военной помощи Киеву и экспорта украинского зерна через территорию страны.

Кроме того, Джорджеску поставил под сомнение эффективность финансирования со стороны Евросоюза и заявил, что членство в НАТО и ЕС не предоставляет Румынии полной безопасности, а Бухарест должен защищать свои интересы, находясь в этих структурах. Он также заявил, что Румыния не обязана следовать целям НАТО по расходам на оборону.

При этом он все же подчеркнул, что страна останется в НАТО и ЕС.

Фото: © REUTERS/Louisa Gouliamaki

Оно и понятно, ставить под сомнение такие вещи не готовы пока даже в Венгрии и Словакии. То есть на "основы основ" никто пока не посягает. Но сам факт роста евроскептических настроений и движения к укреплению суверенитета пугает Вашингтон и Брюссель.

Накануне Джорджеску призвал США уважать суверенитет страны. Так он прокомментировал недавнее заявление Госдепа о том, что Вашингтон пристально следит за румынскими выборами и предостерегает страну от возможного отказа от прозападного курса. При этом он подчеркнул, что США являются самым важным партнером Румынии, отметив, впрочем, что он хочет видеть Румынию страной, которой никто не сможет диктовать свои условия. Партнерство, по его словам, это сотрудничество, а не свод правил, которые следует слепо исполнять.

То есть Джорджеску вполне мог бы стать местным Орбаном или Фицо. Если бы выиграл. Но выиграть ему не дали. Очевидно, местные элиты решили подстраховаться.

Хотя, казалось бы, зачем?

В прошлое воскресенье в стране прошли выборы в обе палаты парламента, первое место на которых заняли правящие социал-демократы премьера Чолаку. На втором месте, правда, оказался крайне правый "Альянс за союз румын" (AUR). Кроме того, в парламент прошли правопопулистские Партия молодых людей и партия "Спасите Румынию" – вместе они представляли собой треть новоизбранного парламента, однако четыре проевропейские партии быстренько договорились о формировании правящей коалиции, так что правительство Румынии будут формировать они. К тому же Румыния – парламентско-президентская республика, и даже если бы Джорджеску победил во втором туре, он ничего бы не смог изменить в курсе страны.

Но все же они решили перестраховаться!

Можно было просто сфальсифицировать выборы, нарисовать нужный результат. О том, как это могло бы быть, я писал по итогам первого тура. Но они решили пойти на более радикальные меры.

Вполне возможно, что таким образом они решили исправить еще одну "оплошность" первого тура, в котором в финал вместе с Джорджеску вышла Елена Ласкони, опередив премьер-министра Чолаку на какие-то три сотых процента. Нехорошо получилось, ведь, очевидно, Чолаку рассчитывал, что сам станет президентом и все ветви власти в Румынии окажутся в его руках. Но что-то пошло не так. Почему бы не исправить, тем более, что все равно нужно остановить Джорджеску. А у Чолаку шансов победить Джорджеску во втором туре объективно больше, чем у Ласкони.

Да, отменять итоги первого тура – это как-то не очень демократично. Зато надежно. Демократия, как известно, – это власть демократов. Румыния это показала особо ярко.

Теперь во второй тур обязательно выйдет Чолаку. А Джорджеску может и не выйти. Его могут вообще не допустить до повторных выборов. Гулять так гулять, чего уж стесняться-то?

Ситуация, правда, создает опасный прецедент, которым могут воспользоваться другие страны. Камала Харрис сейчас, наверное, локти кусает: а что, так можно было? Оказывается, можно. Для американских демократов, правда, уже поздно. А вот кто-то, кому выборы еще предстоят, может взять дурной пример с румынских товарищей.

Честно говоря, я весь день силился вспомнить, где в истории были такие случаи. Ну, если только в странах Африки и Латинской Америки. В Европе это прецедент. Если не считать "цеевропу", где после первого "Майдана" отменили итоги второго тура, устроив третий – уже с нужным результатом. Забавно, что технологии, которые Запад применял на туземцах на постсоветском пространстве, теперь применяются на самом Западе.

Но а почему нет? Мне вообще кажется, что Запад уже в ближайшее время будет отходить от норм демократии. Конечно, он это делает не первый год, но сейчас процессы ускоряются, и будут практиковаться вещи, которые ранее практиковались в откровенных колониальных диктатурах.

Оруэлл ошибся с годом в названии своего легендарного романа. Но очень точно предсказал неизбежность нового мира, в который стремительно катятся бывшие западные "демократии"…

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_1288279 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1288279')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": "adfox_151870620891737873_1288279", "bids": [ {"bidder": "adriver", "params": {"placementId": "30:rentv_970x250_mid"}}, {"bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226"}}, {"bidder": "sape", "params": {"placementId": "836081"}}, {"bidder": "hybrid", "params": {"placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09"}}, {"bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" }} ], "sizes": [[970,250],[728,250],[728,90],[990,90],[990,250]] } ]); } window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1288279', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1288279(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1288279(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })