в удобном формате
Предпоследняя неделя лета началась фактически открытием очередного фронта в Сирии. Курдские отряды YPG вновь начали наступление против правительственных войск в городе Эль-Хасака на северо-востоке Сирии. Стало известно, что в ночь на понедельник провалились переговоры при посредничестве России и Ирана.
Напомню, ранее международные новостные агентства сообщали, что власти Сирии и курдские отряды договорились о прекращении огня и возврате всех захваченных точек под контроль Дамаска, в среду, 24 августа, перемирие должно было вступить в силу.
Бои в Хасаке между курдами и сирийскими военными вспыхнули на прошлой неделе. Стоит отметить, что это было самое серьезное столкновение правительственных сил с курдами за все годы войны. Сообщалось, что самолеты сирийских ВВС атаковали позиции курдов в Хасаке, что, по словам представителей курдов, привело к жертвам среди мирного населения. Официальный Дамаск заявил, что это было сделано в ответ на попытку курдов захватить город и атаку позиции правительственных сил.
На фоне продолжающейся грандиозной битвы за Алеппо, которая, по мнению многих экспертов, может решить исход всей сирийской войны, в которой сирийские правительственные войска, неся потери, пытаются переломить ситуацию, перебросив туда основные силы, атака курдов в Хасаке выглядит ударом в спину. Ситуация усугубляется еще и тем, что именно осуществлялась поддержка окруженного Дейр-эз-Зора. Потеря контроля над этим городом стала бы серьезной неприятностью для Асада.
Многим это может показаться странным, но приоритеты сторон в этой войне подчас могут меняться на диаметрально противоположные. Помните, чуть больше года назад, когда турки внезапно сбили наш самолет, Путин назвал этот поступок ударом в спину. Отношения между нашими странами начали резко охлаждаться, сворачивались совместные проекты, проекты, направленные против друг друга, наоборот, оживали. Анкара начала публично и неприлично громко дружить с Киевом, на каждом шагу подчеркивая свою позицию по Крыму. Неофициально, по некоторым данным, вновь возобновилась минимизированная после "Крымской весны" поддержка радикальных исламистов в Крыму и на юге Украины. В Москве появилось представительство сирийских курдов, которых турки обвиняют в связях с РПК и считают террористами. Это был своего рода ответ. Турок это, понятное дело, взбесило, но сделать они ничего не могли.
Сегодня ситуация парадоксальным образом изменилась почти на 180 градусов. С Турцией мы помирились. Одной из, если не главной причиной того, что Эрдоган первым протянул руку дружбы, – стал тот самый «курдский вопрос», который стал главным камнем преткновения между Анкарой и ее союзниками по НАТО. То, что Россия открыла у себя представительство курдов, – это не страшно. А вот то, что США начали этим курдам помогать материально и не только – вот это уже другое дело. Причем начали они это намного раньше, чем мы поссорились с Эрдоганом, просто Султан все это время надеялся, что с американцами удастся найти компромисс по этому вопросу. Не удалось. Не помогли ни увещевания, ни откровенные угрозы. Мало того что американцы демонстративно повернулись к Эрдогану спиной, игнорируя все его заявления, так они еще и оказались причастными к попытке госпереворота. Это и стало последней точкой, после которой Султану не оставалось ничего, кроме как мириться с Россией.
У России с курдами отношения тоже неоднозначны. Существование курдов в Москве обычно начинали замечать тогда, когда охладевали отношения с Турцией, и наоборот. Между тем курдский вопрос – один из ключевых вопросов сохранения турецкой государственности последние сто лет. Число курдов постоянно растет, сейчас они составляют 35 процентов населения страны. И с ними вот уже много лет идет вялотекущая война на территории самой Турции.
Решить курдский вопрос хотели многие турецкие политики, но как? По всей видимости, желание его наконец решить стало одной из причин, по которой Эрдоган вообще полез в Сирию – ему нужен был надежный буфер между сирийскими курдами и своими – турецкими. Кстати, военные, те самые, которые оказались потом в большой обиде на Эрдогана, многие из которых и пытались его свергнуть в середине июля, тогда его отговаривали от этой авантюры, дескать, разрушение сирийской государственности может радикально изменить баланс сил не в пользу Анкары, т.е. привести к радикально противоположному результату, перенеся пламя гражданской войны в Турцию. Эрдоган, как известно, их не послушал. Он считал, что свержение Асада и последующее переформатирование Сирии по его лекалам будет такой "легкой прогулкой". И он влез в Сирию по самые уши.
Кстати, он же притащил туда и американцев. Кончено, у американцев там изначально были свои мотивы, но заверения Султана в том, что вопрос с Асадом уже практически решен и ничего особо делать не придется, что будет, как в Ливии, – все это сыграло не последнюю роль в принятии Вашингтоном решения о втягивании в конфликт. Не сразу, конечно, постепенно.
Так или иначе, американцы втянулись в конфликт не меньше самого Эрдогана. Но еще раньше оказалось, что второй Ливии не будет и что война - это надолго. К тому же все карты смешала Россия, которая не позволила повторить ливийский позорный сценарий.
Логично, что американцы усомнились в благонадежности Эрдогана. К тому же у них там внезапно оказались свои интересы, и вскоре приоритетом всей кампании, способным принести лавры в случае успеха, стала война с ИГИЛ, с которым Эрдоган не просто не собирался воевать, но напротив – сотрудничал. Раз на Эрдогана в борьбе с ИГИЛ опереться нельзя, значит, надо опереться на кого-то еще. Ну не на Асада же и не на полумертвую ССА, которая, прежде чем подойти к позициям ИГИЛ, просто перебьет друг дружку. Вопрос, на кого делать основную ставку, решился сам собой.
Конечно, нельзя сказать, что американцы вот так просто с неба свалились к курдам. Связи с ними Белый дом налаживал давно. Еще до свержения Хусейна американцы помогали курдам обособляться от Багдада, а после второй войны в Заливе и вовсе открыто начали поддерживать пока еще иракских курдов-барзанистов, которые во все времена считались радикально проамериканскими силами в регионе. Американцы не позволили Эрдогану тогда влезть в Ирак, а он, по некоторым данным, очень хотел – его давно манили нефтяные поля севера этой страны, утраченные некогда Османской империей, к тому же все тот же курдский вопрос.
С Сирией все было сложнее – в Сирию бы их никто до 2011 года не пустил, но в итоге случай подвернулся и там. Так Вашингтон сделал окончательную ставку на курдов, тем самым вбив массивный клин в отношениях с Анкарой.
Конечно, у многих возникает вопрос: почему американцы "кинули" своего старого союзника, поставив на совершенно непредсказуемых курдов? Просто союзник сам довел до этого своими авантюрами, которые во многом способствовали тому, что Ближний Восток взорвался в 2011 году и пылает до сих пор. Сами американцы, конечно, тоже в сторонке не стояли, но, полагаю, авантюризм Султана их несколько покоробил. Союзники должны всегда действовать строго в фарватере американской политики и не заниматься самодеятельностью. Наконец, у американцев особо и выбора не было, потому что, повторюсь, угроза разрастания ИГИЛ, которая меньше всего пугала Эрдогана, была более чем реальной.
Могут ли американцы доверять курдам? Разумеется, нет. У них свои цели, у курдов свои, они лишь временно совпали. Но американцы дают курдам деньги, оружие, проводят обучение. Для курдов союз с американцами оказался вопросом элементарного выживания, когда ИГИЛ наступал на их города, турки перекрыли границу, а правительственные силы никак не могли прийти на помощь. Это, кстати, стало еще одним фактором, благодаря которому американцы выбрали курдов. Они реально дрались как львы, в отличие от арабов, которые или бежали, или переходили на сторону ИГИЛ, благо для этого не существовало никаких этнических или религиозных препятствий. Курдам отступать было некуда, и они были единственной реальной силой в Турции, кровно заинтересованной в разгроме ИГИЛ.
Хотя… Тут как раз начинаются разногласия в вопросе, что понимать под разгромом? И тут открываются противоречия между курдами и американцами.
Курдам нужно свое государство. Как минимум автономия. Подчеркну, что речь идет именно о сирийских курдах. Несмотря на близость с турецкими и иракскими братьями, говорить о создании единого Курдистана пока еще очень сильно преждевременно, слишком много там противоречий.
Итак, курды хотят свое государство. Им нужно соединить воедино свои кантоны на границе с Турцией и жить своей жизнью. Получится договориться с Дамаском – хорошо, не получится – будут думать об отделении. Но в любом случае им хотелось бы отгородиться от всех этих межарабских разборок. "Моя хата с краю" - таковой была их позиция в начале войны. Именно поэтому курды не вступали в борьбу с правительственными силами, за исключением всяких мелких стычек, и равнодушно взирали на разворачивающуюся гражданскую войну, мобилизуя при этом собственные силы, совершенствуя систему самоуправления и готовясь к боям. Бои эти ждать себя не заставили – если приход "зеленых" был еще не так страшен, то приход "черных" означал для курдов геноцид. Хата-то с краю, но враг начал курдов выдавливать за край. Курдам пришлось серьезно огрызаться.
Так вот, курдам бы освободить свои территории, о захвате чего-то еще они особо не думают. Хотя ту же Хасаке все же нельзя назвать курдским городом. Населения там почти пятьдесят на пятьдесят. Кончено, нашлись арабы, готовые выступить против Асада хоть с кем угодно, но все же большинство некурдского населения не горит желанием стать частью Курдистана.
Так или иначе у курдов сейчас главная задача - очистить от ИГИЛ участок от Азааза до Джераблуса. И все. Большего им не надо. А вот американцы хотят, чтобы они шли на Ракку. Просто потому, что им до зарезу нужно взять столицу ИГИЛ до того, как это сделают Асад и Россия. Брать ее можно только руками курдов, лишь слегка разбавив остатками ССА - что в итоге получилось в виде SDF, ну, немного придав собственного спецназу – там, где дикие арабы и курды никак не справятся. Как мы помним, наступление на Ракку должно было начаться еще весной, но оно как-то очень быстро застопорилось, и курды обратили взоры на Манбидж. Американцам этот Манбидж вот никак не уперся. Так же как курдам не уперлась Ракка – ну не хотят они штурмовать арабский город, который потом придется отдать, при том, что потери будут огромными – тут к гадалке не ходи. А вот Манбидж – другое дело – это прямая дорога на Джераблус.
Американцам ничего не остается, кроме как сидеть и ждать. Они и ждали почти три месяца, пока курды управятся с Манбиджем. А куда деваться? Курды тоже не дураки и стараются ситуацию использовать по максимуму, реализуя с американской помощью собственные цели. К тому же США нет особого резона торопиться с Раккой. Асад ведь тоже остановил наступление на столицу ИГИЛ, посчитав, что фронт под Алеппо сейчас важнее. Так что времени у американцев навалом. Хотя… примерно столько, сколько понадобится правительственным войскам для того, чтобы очистить Алеппо.
Это и есть главная причина, почему курды ударили по сирийской армии в Хасаке. Ну, во-первых, Эль-Камышлы и Эль-Хасака – по сути, анклавы, и вопрос о них рано или поздно все равно встал бы. Но не это главное. Главное - в том, что появилась реальная угроза победы Асада под Алеппо. Для американцев это будет означать полную потерю союзника в лице "зеленых" - т.н. "умеренная оппозиция" оказывается запертой в провинции Идлиб, на севере Латакии и на юго-востоке страны и перестает быть серьезной силой, претендующей хоть на что-то. А еще то, что Асад получает возможность вновь обратить взор на Ракку.
Конечно, если правительственная армия в итоге возьмет Алеппо, а потом и Ракку – это не будет концом войны, она просто перейдет в иную стадию. И одним из принципиальных вопросов останется курдский. Как Дамаск будет договариваться с курдами – сказать сложно, в любом случае у меня не осталось сомнений, что "склеить" Сирию в прежнем виде уже невозможно.
Но это будет другой вопрос. Сейчас американцам важно не допустить развития событий по данному сценарию. Для этого они решили открыть еще один фронт против Асада на северо-востоке, столкнув его с курдами, которые до этого предпочитали занимать нейтральную по отношению к Дамаску позицию.
Еще одним событием, которое подхлестнуло американцев, стали переговоры между лидерами России и Ирана, а также России и Турции. Сирийская тема на всех этих встречах была главной. Даже если речи о создании какого-либо альянса или блока пока не идет, очевидно, что выработка консенсуса по Сирии более чем реальна. У Тегерана и Москвы позиции давно совпадают, остается подключить Анкару. Тем более что угроза со стороны курдов неизбежно подталкивает Эрдогана к союзу со всеми, кому курдская проблема костью в городе – т.е. с Тегераном и в значительно большей степени – с Дамаском, а значит - и с Москвой.
Американцы не стали дожидаться того момента, когда Россия, Иран и Турция объявят официально о том, что они там в итоге решили, и нанесли Асаду, увязшему под Алеппо, такой вот удар в спину под Хасакой.
Честно говоря, мне в этой ситуации интересно, что они пообещали курдам? Ведь курды прекрасно понимают, на что идут, – если они немедленно не остановятся, то следующей целью Дамаска после освобождения Алеппо станут они. Не ИГИЛ, а именно они. О возможности поиска компромисса на долгое время придется забыть. В то, что курдские лидеры окончательно сошли с ума, я не верю. Так что, судя по всему, цена, которую обещали заплатить американцы, действительно высока.
Второй вопрос – это как отреагируют сирийские военные и их московские советники. Удар несмертельный, но болезненный - в спину, аккурат между лопаток. Снимать войска с Алеппо сейчас означает лишиться первого за все годы войны реального шанса покончить с "зелеными". К тому же втягивание в войну на новом фронте может окончательно ослабить Дамаск. К тому,же за курдами стоят американцы, которые уже на прошлой неделе намекнули, что готовы защищать своих союзников. Поведение американцев напоминает поведение гопников, которые посылают к оппоненту маленького задиристого хулигана, который провоцирует его на применение силы, чтобы потом за этого хулигана вступиться. Тем не менее оставлять выходки курдов безнаказанными тоже нельзя, они ведь пойдут дальше.
Кстати, еще очень большой вопрос, куда они пойдут? На Ракку? Вряд ли. Ведь есть еще Джераблус и буферная зона вдоль границы до самого Африна, которая вот уже два года на картах закрашивается в черный цвет ИГИЛ.
И вот тут в игру вступает Эрдоган. Как сообщило сегодня утром агенство Reuters, готовится операция "Свободной сирийской армии" (ССА) по освобождению от террористической группировки ДАИШ города Джераблус. Боевиков ССА поддерживает турецкая армия, удар по Джераблусу планируется нанести с территории Турции, сообщил агентству один из лидеров "умеренных" боевиков, пожелавший остаться неназванным. По его словам, таким образом Анкара пытается не допустить наступления курдских "Отрядов народной самообороны" (YPG) на Джераблус.
Что ж, если Эрдоган не может решиться закрыть "зеленым" границу, чтобы отрезать их под Алеппо, то пусть хоть так. Это очень кстати на фоне курдских кульбитов на северо-востоке. Говорить о том, что это "хорошо", наверное, было бы неправильно. Тем более что последние события и последующие за ними могут окончательно перевести войну в состояние "все против всех", что еще дальше отодвинет перспективы решения сирийского кризиса. Я уж молчу, что мы все в последнее время как-то позабыли про ИГИЛ, которому все эти разборки его врагов друг с другом только на руку…
А с курдами, кончено же, придется что-то решать. Это касается и иракских курдов тоже. И в итоге – турецких.
Отмечу, что на днях Багдад выступил с резким заявлением в адрес Пешмерга, назвав ее оккупационными силами, и потребовал от курдов вернуться в пределы административных границ "после освобождения Мосула". Курды, разумеется, в ответ показали фигу, заявив, что Багдад им не указ.
Иными словами, после "освобождения Мосула" (а оно произойдет рано или поздно, даже если для этого придется положить в два раза больше народу, чем под Фаллуджей и Рамади), а может, и раньше, курды и шииты могут просто передраться между собой. Странно, что они до сих пор этого не сделали.
Иракские курды тоже "под шумок" успели поживиться в плане захвата нефтяных месторождений, которые или были спорной территорией, или вовсе им отродясь не принадлежали. Багдад долгое время был вынужден закрывать на это глаза, пока они вроде как союзники в борьбе с ИГИЛ. Как только надобность в союзничестве исчезнет (не исключаю, что это случится и раньше), неизбежны вооруженные столкновения между Багдадом (за которым стоит Иран) и Эрбилем (за которым стоят США).
Так уж получилось, что курдский вопрос может стать ключевым в жизни не только Турции, но и всего Ближнего Востока. Утрата правительствами Сирии и Ирака способности управлять ситуацией в собственных странах внезапно выталкивает курдов как сплоченную и боеспособную силу на самый гребень волны, которая стремительно врывается в регион. Повторю, пока что у сирийских, турецких, иракских и иранских курдов слишком много разногласий, чтобы говорить о создании собственного государства. Но это только пока.
Понимают ли американцы, что открывают ящик Пандоры, что освобожденные своими силами могут полностью перекроить карту региона? Думаю, не просто понимают, а именно этого добиваются – они хотят полного переформатирования Ближнего Востока. Этот процесс начался еще в 2003-м, когда они вторглись в Ирак, и с приходом "арабской весны" вышел в финальную стадию, итогом которой будет совершенно новая карта региона и уничтожение тех границ, которые совершенно искусственно, не сильно считаясь с местным населением, провели западные колонизаторы после распада Османской империи.
Кончено, неумело прочерченные границы стали одной из причин нынешнего хаоса. Но приведут ли новые к успокоению региона - большой вопрос!
Другой вопрос, смогут ли американцы эти силы контролировать? Или снова, как и во время "арабской весны", будут действовать по принципу "замутить хаос, а там разберемся"? Ведь даже в Афганистане и Ираке их политика в итоге привела к тому, что мы имеем сейчас. Они и эти две страны не смогли контролировать, что уж говорить о всем Ближнем Востоке? Тем более в условиях, когда в регион внезапно ворвался новый игрок, который сразу продемонстрировал, что тоже имеет интересы и умеет их отстаивать, – Россия. Когда традиционный союзник – Турция - уже как бы и не совсем союзник. Ситуация для Штатов гораздо более сложная, чем десять лет назад.
Конечно, Штатам в этой ситуации тупо нечего терять – они за океаном. И союзниками они пока могут разбрасываться направо и налево, перекидывая ядерное оружие из одной страны в другую. А вот у нас такой роскоши нет, и терять нам есть что. И Эрдогану – в еще большей степени. Интересное наследство оставляет Обама своему преемнику, кем бы он ни был. Опасное, тяжелое, но интригующее…