В Ростовском Кремле фальшивкой оказалась главная гордость экспозиции — полотна Казимира Малевича и Любови Поповой. Все это стало поводом для масштабного расследования: сейчас эксперты изучают всю детали аферы длиною в несколько десятилетий.
Скандал разразился нешуточный. Оказалось, что посетители Ростовского Кремля, которые часами стояли в очереди, чтобы увидеть картины Казимира Малевича и Любови Поповой, тратили время на дешевую подделку.
"Выполнены они, в соответствии с экспертизой, в 60-е годы ХХ века. Выяснилось, что при неких обстоятельствах были выполнены копии картин и внутри музея они были заменены", — сообщила директор музея-заповедника "Ростовский Кремль" Наталья Каровская.
В этой истории все удивительно. Что картины "Самовар" и "Беспредметная композиция" не подлинные, обнаружили случайно. В начале 20-х годов их лично передала в музей художница-авангардистка Любовь Попова. Потом полотна сняли и спрятали: политика партии поменялась. Вспомнили о редких экспонатах только в 1980-х. Отправили в мастерские знаменитых реставраторов — те в их подлинности не усомнились.
"Именно с этими работами они провели наибольший цикл всяких действий. Были дублированы холсты, сделаны новые подрамники", — говорит бывший ведущий научный сотрудник картинной галереи государственного музея "Ростовский Кремль" Ирина Ким.
Хотя подозрения уже должны были бы возникнуть. Еще в 1970-х годах "Самовар" Малевича был выставлен на торгах в Лондоне и несколько раз потом переходил из одной частной коллекции в другую — тоже через открытые аукционы. О том, что полотна резко отличаются от других работ этих же авторов, заговорили еще раньше — в конце 1960-х. Но сотрудники Ростовского музея считают, что полотна не могли подделать в это время — их скопировали позже.
Разрушила все мифы новая экспертиза, которую провели год назад. Вывод однозначен: картины — подделка, причем дешевая. Авторы так торопились, что даже не стали вникать во все тонкости, просто срисовали.
Сейчас полотно в Нью-Йорке, в Музее современного искусства, и там в его подлинности не сомневаются. А композиция Любови Поповой — настоящая — выставлена в Салониках. Ростовский Кремль намерен вернуть ценности на родину. Но сейчас эксперты, как и следователи прокуратуры, сильно заинтересовались еще одним вопросом: кто, как и когда лишил музей и страну ее шедевров.