в удобном формате
То, что на Земле климат сильно портится, это факт, и ученые делают шокирующие прогнозы. Они уверяют, что к 2100 году большинство людей вымрет по причине невыносимой жары. По мнению ученых, шансов противостоять природным катаклизмам у людей практически нет.
Падающие с неба куски льда на осколки разнесли лобовое стекло уазика в Хакасии — так же как и тысячи других сибиряков они ехали на популярнейшие хакасские озера Шира и Беле. До отдаленных природных курортов обычно добираются личным автотранспортом, а возвращаться многим теперь не на чем.
"Мы ковриками накрылись, машину ничего не спасло", — говорит девушка, попавшая под град.
Что говорить о машинах, если бомбардировку градом не пережили дома.
Ледяная атака была внезапной и непредсказуемой. Местные синоптики ждали непогоду, но где точно, сказать не могли. И это не просто капризы природы — планета меняется. Неподдающиеся никаким прогнозам катаклизмы — именно такой будет вся мировая погода в ближайшее время, и Россия не исключение.
"Средняя температура мало меняться, а изменчивость резкая", — говорит глава Гидрометцентра Роман Вильфанд.
Природа подтверждает это каждый день.
Вслед за Хакассией град обрушился на Казань, а дороги Татарстана завалило снегом, и это 23 июня. Автолюбители в шоке. Некоторые тугодумы хвалят себя за то, что не поменяли резину.
В Дагестане обильные осадки спровоцировали наводнения и оползни, а в Якутии — там, где Оймякон, полюс холода — невероятные +37. Правда, тропическая жара тут никого не расстраивает.
В зоне вечной мерзлоты долгие годы ведут мониторинг границ промерзания грунта. Именно здесь, в этой метеорологической штольне под Якутском наглядно видно, способна ли планета противостоять глобальному потеплению.
Под ногами еще 300 метров вечного льда. Но год от года миллиметр за миллиметром холод отступает. Глобальное потепление — по мнению метеорологов, в нем корень не поддающихся никаким прогнозам перемен климата. И если Якутску, стоящему на толстенной подушке вечной мерзлоты, пока ничего не угрожает, то северные города, расположенные в более умеренном климате, могут в прямом смысле слова уйти под землю.
"Мы за короткий период — с 2012 года пять экспедиций — видим удвоение глубины протаивания, что это значит для северных широт? Все здания стоят на сваях. Сваи забиты в мерзлоту, на десять метров. Если все метры будут протаивать, здания провалятся. Хаотичность погоды, которую мы ощущаем на себе — то холодно, то жарко, то дождь, то сухо — оно будет возрастать. Хаос возрастает и разброс тоже, хотя тренд к потеплению", — говорит климатолог из Екатеринбурга Константин Грибанов.
Вызывающие катаклизмы погодные волны заметили ученые по всему миру. Гавайи — на другой стороне земного шара, а тоже страдают от роста годовых температур.
"Температура будет подниматься. Если мы посмотрим на данные 80-х годов прошлого века, то поймем, что температурные волны увеличиваются не только по силе и интенсивности, но и по территориальному обхвату. И это происходит прямо сейчас! Мы видим это в Калифорнии, Испании, Португалии, Великобритании и России, Идет рост температур", — говорит ученый.
Вот и средняя полоса России, самая густонаселенная территория, тоже заложник планетарных изменений. Парадокс, но именно потепление всего мирового климата вызвало нынешнее холодное московское лето. На него жалуются все.
У нас холодрыга, в Европе испепеляющая жара кому угодно покажется, что это неспроста. Холодная климатическая война, неужели мы пропустили ее начало, а коварный Запад ухитрился распространить режим санкций даже на природные явления? Тем более что официальное объяснение российских синоптиков — почти из терминологии военных действий.
"Можно говорить о североатлантическом блоке", — говорит Роман Вильфанд.
Североатлантический фронт на северо-западе, восточный фронт за Уралом, и поэтому в средней полосе вместо умеренного климата — неумереннные перепады температуры и влажности. То в жар, то в холод. То сухо, то ливень. Как будто кто-то и в самом деле включил мощнейшее климатическое оружие и лупит по нам температурными очередями и дождевыми одиночными.
Однако при всем уважении к теории заговора таяние арктических айсбергов и вечной мерзлоты, сибирские ливни с градом и кавказские оползни на тайного врага списать не получится.
"Если бы речь шла, что кто-то использует климатическое оружие, то это было бы хорошо. Потому что негодяев можно остановить и решить проблему. Но все хуже. Но климатическое оружие — это наши автомобили и электростанции, которые выделяют этот парниковый газ и тепловой баланс на планете меняется. Мы сами себе враги", — говорит старший научный сотрудник Института биофизики клетки РАН, климатолог Алексей Карнаухов.
Парниковый эффект вот-вот повлечет непоправимые последствия, начиная с гибели диких животных на севере — им нечего будет есть, заканчивая полным изменением климата в мире в результате остановки теплого течения Гольфстрим. Человечество окунется в новый ледниковый период.
"Близкие неприятности — это остановка Гольфстрима. Потому что мы видим признаки остановки, мы видим, что если мы не предпримем никаких действий, то эта остановка неизбежна. Год от года из-за роста температур увеличивается количество пресной воды, и эта пресная вода нарушит течение Гольфстрима, развернет его на юг, и тогда наступит ледниковый период, на 10—15 градусов понизятся температуры, это огромный ущерб для сельхозугодий, территории станут просто необитаемыми", — говорит старший научный сотрудник Института биофизики клетки РАН, климатолог Алексей Карнаухов.
Нынешнюю погоду столичного региона объясняют не вечными льдами, но теми же процессами изменения климата. Разница температур между севером и югом уменьшается, поэтому, объясняют синоптики, погода становится все менее стабильной. Теплый летний дождь — это в прошлом. И самый верный индикатор происходящих перемен это экономика. Например, российские продавцы бытовой техники возвращают на полки зимний ассортимент товаров — кондиционеры сейчас никому не нужны.
Сибирь изнывает от зноя. Там бьют рекорды продажи мороженого. В промокающей Москве тем временем самый ходовой товар зонтики.
Федеральные торговые сети первыми заметили изменение спроса. Если в одной из сетей продажи мороженого и прохладительных напитков сократились на 10 процентов по сравнению с 2016 годом, а шашлыка – на 20, то в другой, напротив, мороженое продается на 11 процентов лучше, а вот морсы и квас стали покупать реже — на 21 и 18 процентов соответственно. Зато хитом сезона называют зонты — их продажи выросли на 136 процентов.
Впрочем, от налета града, больше напоминающего атаку инопланетян, обладающих запасами климатического оружия, никакие зонтики не спасут. У природы, конечно, нет плохой погоды, но после такого это выговорить язык не повернется.