в удобном формате
Гани аль-Али, солдат сирийской правительственной армии, захлебывается кашлем на койке в одной из больниц Алеппо. Дышать трудно даже спустя неделю после отравления, а в первый день Гани вообще был между жизнью и смертью.
Таких, как Гани, в этом госпитале уже несколько десятков. После атак боевиков все они рассказывают одно и то же. Во время боя за квартал 1070 на юго-западе Алеппо террористы применили мины с химической начинкой.
Двое погибли в результате этого нападения. Неизвестный белый газ свел их в могилу. В ходе войны в Сирии боевиков неоднократно обвиняли в применении химоружия, но документально подтвержденных случаев не так уж и много. Впрочем, теперь есть способ поймать "химиков-террористов" за руку. В воюющей стране начала работу группа российских военных экспертов.
Остатки мины, от которой задыхались люди, лежат в глубине квартала. С осколками работают с величайшей осторожностью – ведь они все еще могут быть опасны.
Металл покрыт налетом странного оранжевого цвета – такого не бывает с обычными боеприпасами. Кстати, незадолго до этого выхода наблюдалась и еще более удивительная картина. Когда хвостовик выдернули из земли, он сразу задымился – произошла реакция содержимого с воздухом.
Военные эксперты, облаченные в костюмы химзащиты, возвращаются с места происшествия, и очевидно, что уже очень скоро мы узнаем, что же все-таки здесь применено. В оснащение российской группы, которая в буквальном смысле слова ходит на свидание со смертью, включен современный газоанализатор. Поэтому первые предположения делаются уже на месте обстрела.
Хлор – зеленоватый газ, вызывающий ожоги легких и мучительную смерть. Его использовали еще в Первую мировую, а теперь и в Сирии. Осколки привозят в мобильную лабораторию, которая развернута здесь же, в Алеппо. Проводят окончательное исследование, результаты которого заносят в официальный протокол.
Проведенный экспресс-анализ проб показал наличие продуктов, свидетельствующих о применении боеприпасов, снаряженных токсичными химикатами, – хлором и белым фосфором.
Белый фосфор – еще одно вещество, использование которого на войне ограничено международным правом. Вызывает чудовищные ожоги. Его активно применяли во Вьетнаме. Выходит, что солдат в районе 1070 пытались сжечь и задушить одновременно. А у боевиков появилась фабрика по производству запрещенных боеприпасов.
Из ХХI века мир в одночасье вернулся в начало века двадцатого, когда Женевский протокол и Конвенцию о запрещении химоружия еще не приняли, а боевые действия велись по принципу "бей чем сможешь и не думай о последствиях". Кстати, последствия здесь могут быть самые ужасные. В освобожденные районы Алеппо начинают возвращаться мирные жители. И следующая атака хлором вполне может привести к многочисленным жертвам среди гражданских.