в удобном формате
Мясом здесь и не пахнет: вместо колбасы – клетчатка и крахмал, фарш из тухлых шкурок и хвостов, а то, что называется сосисками, вообще мутная вода. Татьяна Спиридонова из Петрозаводска как-то купила любимую колбаску местного производства, разрезала и увидела бумагу, а на ней надпись – в общем, добро пожаловать.
"Кусок бумажки и написано "АД" с большой буквы. Явно документ какой-то, может, от администрации, или приказ какой-то. Хорошо, не туалетная бумага", – рассказывает она.
Подобные сюрпризы покупатели регулярно раскусывают по всей России. Три дня назад мужчина, получив заказ в сетевом ресторане в Москве, вовремя увидел, что под панировкой прячется не кусочек курочки, а целая крыса – еще и хвостик торчит. И это не единичный случай. Жалоб на отравления в последнее время становится все больше и больше.
"Малые цеха допускают работу полностью в антисанитарии, и в их изделиях кроме рогов и копыт – есть кишечные палочки и инфекции, и мы можем просто заболеть. Самое опасное – когда в колбасу добавляют перечень запрещенных к применению кислот и солей, часто добавляют это в вареные колбасы, чтобы придать им какой-то вкус или защитить их уже от разложения внутри", – говорит сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
На заводе по производству сосисок – неприятного цвета субстанция на самом деле состоит из чего угодно, только не из мяса. Специалисты Росконтроля провели проверку сотен видов колбас и сосисок, которые продаются в обычных магазинах, и испытали настоящий шок. Практически все образцы продавались с нарушениями, а некоторые были просто опасны для здоровья.
"Вместо мяса говядины используется коллагеновый белок, вместо мяса свинины используется шкура животных. На лицо – обман потребителя. На лицо – нарушение технических регламентов. Штрафы за обман потребителя до 500 000 рублей. Но, однако, мы понимаем, что производители не боятся этого. Не боятся, потому что объемы продукции производят большие и в принципе готовы эти штрафы платить хоть каждый день", – рассказывает сопредседатель Союза потребителей "Росконтроль" Александр Борисов.
Еще недавно мясо активно имитировали с помощью соевого белка. Но соя подорожала и тратиться на нее стало просто невыгодно. Производители снова экономят на нас, потребителях – и в дело пошли новые технологии.
"Красивое, казалось бы, слово "сейтан" – на самом деле это белковая клейковина. То есть берется пшеничная мука и разделяется на две части. На крахмал и на пшеничный белок или клейковину. Эта клейковина специальным образом вымывается, отваривается, и получается продут, похожий на губку. Достаточно плотная резиновая губка. Вот из этого продукта. Он носит во всем мире название сейтан, и производится искусственное мясо, заменитель мяса", – говорит доктор медицинских наук, профессор, ректор МГУ пищевых производств Дмитрий Еделев.
Белгородский фермер Яков признает только свою колбасу ручной работы. Про остальную знает точно: ее есть нельзя. Друзья фермера, которые работают технологами на местных мясных производствах, рассказывают фантастические истории из жизни колбасного цеха. Заменить мясо можно клетчаткой, которую добывают из овса, кукурузы, свеклы, моркови, ее же используют и при дорожных асфальтовых работах. Такой вот разноплановый материал. Так из чего же сделана наша колбаска? Вместо натурального мяса подойдут свиные шкурки, кожа птицы и хрящи – это позволяет сохранять уровень белка. Добавляем немного крахмала – он скрывает использование некачественного сырья, чуть-чуть клетчатки, что улучшает вкусовые качества. Еще засыпаем каррагинан – он позволяет колбасе накапливать влагу и делать продукт тяжелее. И все это сдабриваем нитритом натрия, что придает нашей субстанции красивый розовый цвет.
Получается, от "докторской" и "любительской" сегодня осталось одно название. Эту народную колбасу придумали стразу после войны – в 46-м. Тогда она стоила 2,20, а наличие мяса на все изделие было 99%. Суть в самом названии. Советские работяги после тяжелого дня должны были восстанавливать силы быстро и вкусно, как доктор прописал, съел кусочек – и порядок. Сегодня прилавки наших магазинов завалены фальсификатом, где мяса может не быть вовсе.
А ведь есть еще подпольные цеха. Иркутск – незаконная "докторская", без слез не взглянешь. Или вот Белгородская область – подпольный цех по производству сосисок, ну полный "расколбас". И это тоже все на прилавках, а потом – у нас в холодильниках.
Семья Марины Моть теперь на колбасу даже не смотрит. После того как они поужинали "докторской" и дружно отравились, дешевые мясные изделия их больше не интересуют. С тех пор все мясо, купленное в магазине, они проверяют на своей кошке: если та ест, значит, и людям можно.
Тревожно и на Урале. В Екатеринбурге активисты-общественники сами пошли в рейд по колбасным рядам. Покупки быстро оказалось на столе, но не на обеденном, а контрольном. Анализ можно делать и на кухне – не обязательно в лаборатории.
"В одной из сосисок производителя Свердловской области были обнаружены бактерии кишечной палочки. Это грубейшее нарушение. Понятно что при термической обработке эти бактерии могут исчезнуть, но в самом продукте они были. Самое большое нарушение – в "докторской": это превышение влаги, наличие крахмала и другие нарушения, которые не соответствуют ГОСТу", – говорит руководитель проекта "Честные продукты" Дмитрий Чукреев.
В России около пяти тысяч производителей колбасных изделий. А от качественного продукта остался лишь ностальгический дух. Чтобы поесть старой доброй "докторской" колбаски, нужно знать, у кого покупать, и понимать, что за качество заплатить придется не менее пятисот рублей за килограмм. В остальных случаях розовая субстанция в колбасной оболочке может оказаться опасной для здоровья.