в удобном формате
По узким улицам иракского Эрбиля, сквозь восточные базары, в толпе людей и потоке машин. Журналисты РЕН ТВ проехали почти всю границу Турции и Сирии. Сотни разрушенных городов и сел. Сирийский Курдистан — неподконтрольная сирийскому правительству территория: здесь свои законы и своя власть, здесь живут и умирают под флагом несуществующего государства. Оплот курдского сопротивления — сирийский город Айн-эль-Араб, который по-курдски называется Кобани, освобожденный от боевиков запрещенной в России группировки ИГИЛ, сейчас лежит в руинах. В его окрестностях турецкая армия развернула несколько крупных военных соединений. Позиции турецкой армии не похожи на обычный КПП.
Журналисты РЕН ТВ насчитали там 6-7 танков и несколько самоходных артиллерийских установок. Корреспонденты нашего телеканала первыми оказались на этой территории, откуда хорошо видны подготовленные огневые позиции. Всю эту неделю на границе шла подготовка: артиллерия, бронетранспортеры и танки. Круглые сутки подвоз боеприпасов. Не зря так беспокоилась Турция и запретила в начале февраля пролет российских наблюдателей над своей границей по международной программе "Открытое небо". Оливковые рощи и стада овец — все, чем живут местные жители. Стены их глиняных домов — как картон перед оружием соседа. Поэтому и не подходят близко к военным, не провоцируют. Журналисты побеседовали с местными жителями, чьи дома выдержали один набег. Люди опасаются, что второго они не переживут. "В этот дом заходили боевики ДАИШ. Они все здесь перевернули. Забрали только самое ценное: деньги и украшения", — жалуются они. Местные открыто говорят: ИГИЛ и Турция — друзья. В доказательство этой дружбы журналистам показывают следы военного преступления — сгоревшие на границе автомобили мирных жителей.
"Люди ехали на 30 машинах к границе. Когда турецкие военные и ДАИШ обстреляли колонну, многие машины загорелись. Те, которые остались на ходу, забрали террористы", — объяснил местный житель Бекер Рамадон. Когда в город Кобани пришли террористы, мирные жители попытались найти защиту у Турции. Но их автомобили были расстреляны. Как говорят курды, стреляли как турки, так и боевики. В другой деревне местный пастух отвел корреспондентов на пастбище. Раньше это была его земля, а теперь здесь турецкие военные. Здесь Анкара открыто демонстрирует агрессию. Непосредственно у сирийской границы Турция располагает танковыми и механизированными бригадами. Это те силы, которые моментально могут быть переброшены на территорию Сирии. Местные, в основном курды, неохотно говорят об этом с журналистами. "Вы уедете, а ночью военные могут нам что-нибудь сделать", — говорят они.
Джараблус — крайняя точка обороны курдов на севере. Естественная граница — река Евфрат. Мост контролируется турецкими военными. Все за мостом — боевиками ДАИШ. Рано утром стреляют террористы, ночью — турецкие военные. А это уже не просто акт устрашения. На этой неделе мирные жилые дома обстреляли турецкие танки. Проводник журналистов РЕН ТВ, боец курдского отряда ЕПГ Ахмад показал место попадания снаряда: "Турецкий танк стрелял, разрушил, вот дом, 5 дней назад стреляли". Репортеры долго пытались разглядеть откуда стреляли. Сделав пару фотографий позже, разглядели два замаскированных танка — били прямой наводкой. Утром стало понятно, что с ИГИЛ перемирие невозможно. Они ударили по Этт-Тель эль Абьяду с нескольких направлений.
В первые часы перемирия 200 боевиков ИГИЛ перешли турецкую границу, еще несколько сотен двигались со стороны Ракки. Город Этт-Тель эль Абьяду был охвачен боями и блокирован. Вместе с тем была блокирована и дорога, соединяющая весь Сирийский Курдистан. Наша съемочная группа оказалась в окружении в Кобани. Ситуация накалялась с каждой минутой. Если бы не решительные действия курдского ополчения, судьба всего Сирийского Курдистана, возможно, была бы предрешена. Бои продолжались всю ночь, и к утру воскресенья эль Абьяду вернулся под контроль курдов. Корреспонденты сразу же выехали в город, чтобы увидеть все своими глазами. Тактика террористов в Этт-Тель эль Абьяде была такова: сначала они среди местного населения завели сторонников. Нашли конспиративную квартиру, в которую завезли боеприпасы и форму, и только потом под видом мирных жителей прошли через турецкую границу. В пригородах продолжается зачистка, идут бои.