в удобном формате
Россия и США готовы взять курс на сближение. В первую очередь, в совместной борьбе с терроризмом. Таковы итоги встречи Владимира Путина и госсекретаря США Джона Керри. Переговоры прошли по инициативе американской стороны и продлились целых три с половиной часа.
И первая реакция на эту встречу уже поступила от официального представителя МИД России Марии Захаровой. "Керри публично отказался от американской политики изоляции в отношении России", — сказала она.
Главный результат этих переговоров участники итоговой пресс-конференции предпочли скрыть за дипломатическими формулировками. Но на самом деле теперь Россия и США договорились действовать в Сирии сообща. И взгляды двух стран на разрешение сирийского конфликта сейчас близки как никогда.
"В центре внимания находились задачи продвижения вперед сирийского урегулирования в увязке с активизацией борьбы с терроризмом. ИГИЛ, "Джахабад-ан-Нусра" и прочие террористические группировки являются общей угрозой для всех нас, для всего человечества. И мы подтвердили сегодня решимость искоренить это зло", — заявил министр иностранных дел Сергей Лавров.
Но чтобы стороны пришли к компромиссу, кто-то должен был поменять позицию по сирийскому вопросу. Тут верх взял здравый смысл. Американцы больше не требуют немедленной отставки Башара Асада. И признают право сирийцев решать самим, как им дальше жить.
"Сегодня мы сосредоточили внимание не на наших разногласиях и не на том, что может быть немедленно сделано в отношении Асада. Мы сфокусировались на политическом процессе, в рамках которого сирийцы сами смогут решить судьбу своей страны", — сказал госсекретарь США Джон Керри.
Это был очень сложный и насыщенный дипломатический день. Все знали, что представители России и США активно обсуждают сирийский кризис. Лавров и Керри поговорили еще днем. Но о деталях никто не сообщал. Этот этап переговоров закончился в Кремле обсуждением всех вопросов с Владимиром Путиным. Перед началом встречи президент обратил внимание на очень усталый вид американского госсекретаря.
Эту встречу долго готовили, очень ждали. И, конечно, провели за закрытыми дверями. В США окончательно убедились, что бороться с терроризмом на Ближнем Востоке без России не получится. Нужно договариваться, не жалея на это ни сил, ни времени.
Переговоры продлились гораздо дольше, чем это было запланировано изначально. Но ведь и проблемы, которые обсуждались в Кремле, серьезные и касаются глобальной безопасности. Так что выспаться американскому госсекретарю не удалось и в этот раз.
Зато теперь все процессы, видимо, пойдут быстрее. Россия и США работают над окончательным списком террористических организаций в Сирии, чтобы раз и навсегда определить, кто там оппозиция, а кто экстремист. И уже в эту пятницу обсуждение могут продолжить в более широком составе.
"Мы поддерживаем идею созыва в Нью-Йорке в эту пятницу, 18 декабря, очередной встречи международной группы поддержки Сирии на уровне министров. И рассчитываем, что по ее итогам, с согласия всех ее членов, мы сможем вынести на рассмотрение Совета Безопасности проект резолюции, который подтвердит все те принципы, которые заложены в венских документах", — сказал Лавров.
Но самое главное, что поменялось после этих переговоров в Кремле, это официальная риторика США. Во время этого визита в Москву госсекретаря будто подменили. Он не сыплет жесткими антироссийскими заявлениями, ведет себя намного дружелюбнее. В этот раз даже решил купить подарки семье на Рождество именно на Старом Арбате, да еще и с людьми на улицах пообщался. Правда, не смог ответить на детский вопрос.
После разговора с российским президентом госсекретарь США уже гораздо яснее выражал свои мысли. На итоговой пресс-конференции он и вовсе заявил, что согласие между Россией и США важно для всего мира.
"Цель нашей политики — не изоляция России. Нет. Мы всегда говорили, что, когда США и Россия находят точки соприкосновения, это отвечает интересам всего мира", — сказал Керри.
Устами своего госсекретаря США публично отказались от политики изоляции нашей страны. Правда, сделав вид, что вовсе и не пытались этого добиться. Но изолировать Россию просто не получилось. Теперь американцы готовы договариваться.