От политических распрей и разгула преступности на Украине сейчас пытаются отвлечь всеми возможными способами. Так, президент Порошенко в преддверии выборов сделал ставку на антироссийские заявления и религию. Сплотить избирателей он пытается за счет Киевского патриархата, в своем выступлении глава Украины заявил: автокефалия раскольникам уже вручена, но на самом деле все обстоит совершенно иначе.
Петр Порошенко явно поспешил выдать желаемое за действительное. Сразу после окончания Синода в Стамбуле решительно заявляет: томос — указ об церковной независимости — в кармане.
В реальности ни о каком томосе в итоговом коммюнике Константинопольского патриархата речи вообще нет. Украину вспоминают в самом последнем третьем пункте документа. Текст в лучших византийских традициях — витиеватый.
То есть черновик устава будущей автокефальной церкви принят. Но самой церкви нет. Для ее формирования нужен Объединительный собор. Единственная каноническая Украинская православная церковь участвовать в нем отказывается. На собор поедут только раскольники. Синод в Константинополе должен был назначить дату его проведения. И снова — ничего конкретного.
Нет даты — нет собора. Нет собора — нет раскольничьего патриарха. А значит, некому даровать томос — документ об автокефалии.
Возможно, туманные формулировки в заявлении Константинополя связаны с вечерней встречей патриарха. Неожиданный поворот: сразу после окончания Синода Вселенский патриарх около часа разговаривал с депутатом российской Госдумы Сергеем Гавриловым.
Попытка Варфоломея сыграть в политическую игру уже обернулась колоссальными проблемами. Синод еще заседает, а Почаевскую лавру уже передали местному заповеднику. Инвентаризация в Киево-Печерской лавре — угроза монашеству.
Наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел говорит: попросил комиссию украинского Минкульта все перепроверить, чтобы никто не спекулировал на слухах об исчезнувших реликвиях.
А монахов Свято-Успенской Почаевской лавры вообще обвинили в госизмене.
Автокефалия — последний козырь Порошенко. До президентских выборов остается четыре месяца, а его рейтинг не превышает 8 процентов. Любопытное наблюдение: после провокации в Азовском море Порошенко ввел военное положение в 10 областях Украины. Это как раз те регионы, где прихожане канонической Украинской православной церкви составляют большинство. Так президенту проще контролировать непокорных священников.