в удобном формате
Оживленную дискуссию вызвала новость о проекте новых правил орфографии и пунктуации. Министерство просвещения заявило, что эксперты замахнулись на великий и могучий русский язык. Все это заставило встревожиться носителей. Более полувека эта тонкая сфера считалась незыблемой, просто монолитной скалой. Но жизнь изменилась, и как теперь надо правильно говорить, выясняли журналисты РЕН ТВ.
Основополагающие правила русской орфографии и пунктуации, которыми пользуются до сих пор, старше школьницы и поэтессы Николь Плиевой на 54 года. Именно поэтому Минпросвещения подготовило проект новых правил русского языка. Теперь всем будет понятно, как писать, например, "дилер", "киллер", "офшор", "дефолт", "риелтор".
"Сейчас уже вошло в нашу жизнь такое слово "пошопимся". "Шоп" – магазин, шопинг", – привела пример Плиева.
Над документом работал целый штат экспертов орфографической комиссии и ученых-лингвистов. Теперь новые правила будут отражать состояние современного языка, и разночтений в том же слове "риелтор", которое можно написать тремя разными способами, не будет.
"Это свод правил не является революцией в орфографии, не является реформой орфографии. Нужно это понимать. Правила орфографии не меняются – старые", – отметил проректор Института русского языка имени Пушкина Михаил Осадчий.
Однако появление новых правил по эффекту оказалось все-таки революционным, а педагогическое и научное сообщества разделились на два лагеря. Часть экспертов ничего страшного не видит и считает, что язык динамичен. Другая часть уверена, что такие разговорные упрощенные слова, как "телик", "велик" и даже "шизик" – а в документе закреплено их правильное написание – лишь засоряют язык.
"Завтра мы нецензурную лексику сделаем нормативной?! Это безобразие, которое нельзя допустить. Развитие русского языка из-за введения "видика", "телика", введения этих слов не будет. Наши предки бы нам это не простили, а потомки тем более!" – считает народный учитель России Майя Пильдес.
Обеспокоен инициативой и новоиспеченный депутат, народный артист, член Союза писателей Николай Бурляев.
"Ведь в 1956 году было всего 100 000 иностранных слов в словаре, а сейчас в наше время уже 200 тысяч – половина привнесена из-за рубежа. <...> Например, слово "киллер". По-русски это убийца. Но попробуй это сказать по-русски, и однозначно будет реакция русского сердца. Неприятие", – считает он.
Между тем правила строчной и маленькой букв – устарели. А в новом документе впервые с 1956 года будет закреплено, как писать названия должностей, титулов, званий, медалей. Также впервые обозначены правила для написания религиозных названий, должностей, праздников. Среди новшеств – языковые единицы, стоящие на грани между словом и частью слова: "медиа", "авто", "видео", "аудио".
"Мне кажется, что одна из таких серьезных проблем, возращения к этому вопросу – он в начале 2000-х где-то обсуждался – это катастрофическое падение грамотности, катастрофическое. В той части, которая имеет отношение к орфографии. Какое огромное количество неграмотных рекламных объявлений! Я думаю, в этом тоже причина", – поделилась своим мнением председатель Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова.
Но все стороны сходятся в одном: словарь – всего лишь отражение состояния языка, а чтобы сохранить его богатство, нужно почаще открывать хорошие книги, а не "серфить" в "Инете".