window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
21 октября 2021, 17:13

Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли

История храма Спаса на Крови, его причастность к распаду СССР, а также загадки, связанные с ним.
Фото: © Depositphotos
Читать ren.tv в

140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Почему собор назвали Спас на Крови?

«19 февраля 1861 года - освобождение крестьян от крепостной зависимости» - это надпись на одной из памятных табличек, украшающих стены храма Спаса на Крови. Такие необычные для церковного здания элементы фасада появились не случайно. 

«Это доски красного гранита, на которых высечены все основные события царствования Александра II. Прочитав надписи на 20 досках, можно вспомнить все царствование Александра II - от отмены крепостного права, освобождения балканских народов до присоединения новых земель. И западная часть снаружи храма особо выделена колокольней, на которой место трагедии как бы спроецировано снаружи, на западной стене, распятием», - отметила методист государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» (Санкт-Петербург) Светлана Климова.

Мало кто знает, что официальное название этого храма - собор Воскресения Христова. Но более известен он как Спас на Крови. «Спас» - так в народе в сокращенной форме называли спасителя Иисуса Христа. А «на Крови», потому что на этом самом месте, где сейчас стоит храм, 1 марта 1881 года народоволец Игнатий Гриневицкий бросил бомбу под колеса императорской кареты. Александр III, сын убитого императора, распорядился увековечить память о трагедии и собрать пожертвования на храм со всей России как искупление за мученическую смерть царя. 

Фото: © Экипаж японского принца Куни стоит у храма Воскресения Христова (Спас-на-крови). РИА Новости

«Он возводился очень долго - 24 года - в силу своего очень богатого сложного убранства и в силу своей постановки на берегу канала. Александра II революционеры-народовольцы убили у самой решетки набережной, и когда произошла трагедия, кусочек набережной был сохранен. Над ним сначала стояла часовня, а потом уже начали возводить храм, как раз эту мостовую сохранили. Когда строился собор, по задумке и императора, и архитектора, храм заключил под своды самое памятное место», - рассказала Светлана Климова.

Легенда про икону-предсказательницу

Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России. 

По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина. 

Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась. 

«Люди города очень любят верить в магические возможности чего угодно. Наш город существует силой магического слова, наверное, потому что построить город в таких условиях, в нем жить, развиваться и достичь таких высот без магии невозможно. Но икону никто не видел из ныне живущих, обычных, простых смертных. Икона, по легенде, находится где-то на чердаке», - сказала историк Ася Суворова.

Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II. 

Фото: © Развязка мостов на слиянии канала Грибоедова и реки Мойки в Ленинграде. На заднем плане - Собор Воскресения Христова (Спас на Крови). РИА Новости

«Год, в который был убит царь, - 1881-й. Сочетание цифр 1, 8, 8 и 1 - случайность или нет, неизвестно. Но мы еще знаем, что этот храм строился по образу и подобию храма Василия Блаженного в Москве, очень похож на него. И это было специально сделано. А там высота колокольни - 81 метр. Может быть, дело в этом, может быть, это сделано для особых пропорций, а может быть, это мистическая вещь. Кроме того, одна из башен с золотым куполом ниже остальных - 63 метра, а 63 года было царю, когда его не стало», - отметила Ася Суворова.

Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?

Если верить еще одному популярному в народе поверью, собор невозможно разрушить. Яркий пример, подтверждающий эту легенду, - история о том, как в 1941 году городские власти приняли решение взорвать храм. В постановлении указали: объект не имеет художественной и архитектурной ценности. 

Якобы в стенах даже успели просверлить отверстие и заложить туда взрывчатку. Но началась Великая Отечественная война. Взрывников в срочном порядке призвали на фронт. Храм на радость петербуржцам устоял, несмотря на то что объект, предназначенный под снос, даже не стали маскировать от налетов вражеской авиации. 

«Я лично беседовала с людьми, которые в блокаду Ленинграда пробирались через заборы, которые здесь были, подходили к распятию, молились за своих близких. И люди остались живы, поэтому это распятие для них особо дорого», - сказала Светлана Климова.

Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века. 

Фото: © Вид на здание Государственного Русского музея. ИТАР-ТАСС/Юрий Белинский

«Этот собор остался несмотря ни на что. И даже в военное время, когда в главный купол попадает большой фугасный снаряд, снаряд не разрывается. И это не легенда, это правда. Этот снаряд обнаружили на чердаке рабочие, которые были, мягко говоря, удивлены, потому что после войны уже прошло достаточно много времени - был 1961 год. И есть опубликованные воспоминания сапера Виктора Демидова. Как они вынимали снаряд - это тоже фантастика, легенда, но это факт», - отметила Светлана Климова.

500-килограммовую бомбу аккуратно изъяли и уничтожили. По словам очевидцев, неразорвавшийся снаряд лежал прямо в руках Спасителя. В 1972 году началась глобальная реставрация Спаса на Крови, которая продлилась целых 25 лет. Все это время храм был обнесен строительными лесами, и ленинградцы злословили, что они будут стоять, пока стоит советская власть. Леса убрали летом 1991 года. Через несколько месяцев Советский Союз прекратил свое существование.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!

Подпишитесь и получайте новости первыми
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//jsn.24smi.net/smi.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_892806 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_892806')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_892806', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_892806', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_892806(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_892806(); }); }
(window.smiq = window.smiq || []).push({});
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })