Поющие барханы и пылающие родники: тайны калмыцкой степи
"А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли". Эти строки из стихотворения Корнея Чуковского мы знаем с детства. Советский поэт нарочно все перепутал, чтобы рассмешить маленьких читателей. Котята у него – хрюкают, свинки мяукают, а крокодил тушит море пирогами, блинами и сушеными грибами. Правда, для жителей Калмыкии – прикаспийского региона России – пламя на воде вовсе не невидаль.
Какова причина этого чуда наяву? Почему в калмыцких розовых озерах нельзя купаться дольше 15 минут? И о чем поют барханы? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Огонь вспыхивает прямо из земли
На первый взгляд, источник, показанный в программе, кажется обычным родником, который снабжает водой соседнее озерцо. Ну разве что пены побольше. Но стоит только поднести к нему пламя, как источник тут же охватывает огонь.
Источник, который словно опровергает законы природы – достопримечательность поселка Адык на юге Калмыкии. Чудо-родник обнаружили советские геологи в 60-х годах, когда искали в окрестностях нефть и газ.
"Пламя кажется довольно-таки теплым. Местные считают, что на этом пламени можно даже жарить яичницу или вскипятить чай. Но для того чтобы сбить это пламя, достаточно сбить эту пену", – заметил ведущий программы Олег Шишкин.
Но что на самом деле полыхает в источнике? Конечно же, не вода. А горючий газ, который вместе с ней выходит на поверхность.
"Вот эта пена, она как раз состоит из пузырьков метана, и они прекрасно горят. И таких мест достаточно много в целом по Прикаспийской низменности. Они есть и в Калмыкии, и в Дагестане, и в Азербайджане", – сообщил кандидат биологических наук Дмитрий Федоров.
Откуда под землей столько метана? Каспийское море и его побережье – настоящая кладовая углеводородов. Одной нефти здесь, по прикидкам ученых, около 20 миллиардов тонн. Для сравнения, разведанные запасы черного золота России – 31 миллиард тонн. И это третье место в мире. Нефтяные пласты всегда содержат горючие газы, которые выходят на поверхность вместе с водой или без нее. И легко воспламеняются.
Похожее явление встречается на горе Янардаг на востоке Азербайджана. Кажется, что полыхает сама земля.
Полоса вечного огня шириной около десяти метров не затухает даже во время дождя.
"Это является туристической достопримечательностью, находится недалеко от столицы Азербайджана. В общем-то, в вечернее время это такое красивое природное зрелище", – добавил кандидат биологических наук Дмитрий Федоров.
Не менее впечатляющую картину можно увидеть на Меклетинских соленых озерах Калмыкии. Вода в них розовая. В холодное время года – нежного оттенка, а к лету становится цвета густого румянца. Почему же оно приобрело такой цвет?
"Есть народная легенда, что к этому озеру калмыки приходили после битв залечивать свои раны, и кровь, которая стекала в это озеро, окрасила его в розовый цвет", – рассказал экскурсовод Зурган Манджиев.
На самом деле озера порозовели из-за скоплений крошечных рачков. Это Artemia salina. Красивый цвет им придает пигмент каротиноид.
Маленькие существа – единственные представители фауны в калмыцких озерах. Только они могут выжить в водоемах с огромной концентрацией соли. Они, и еще микроскопические водоросли, которыми рачки питаются. Этим планктоном в свою очередь любят полакомиться розовые пеликаны. Именно поэтому, как считают ученые, у них оперение оттенка утренней зари.
"Розовые пеликаны гнездятся в Калмыкии, выводят здесь своих птенцов. И таких озер здесь, на территории Калмыкии, розовых много", – отметил экскурсовод Зурган Манджиев.
Лечебная сторона Меклетинских вод
Колтан-Нур – самое крупное из них. Но даже в нем уровень воды редко поднимается до метра. А в жаркое время не доходит и до колена. Однако летом сюда приезжают сотни купальщиков. Просто полежать в воде, намазаться илом. И то, и другое считается целебным. Как раз из-за огромной концентрации соли – 252 грамма на литр. В 14 раз больше, чем в Черном море.
"Все соли, которые поступают в наш организм, они так или иначе усваиваются и помогают различным, скажем так, реакциям – нервным, мышечным, сокращениям как мышц, так и сосудов, нашим умственным реакциям. Мозгу нужны тоже соли в определенном количестве", – отметил кандидат биологических наук Дмитрий Федоров.
На Меклетинские озера приезжают лечить разные хвори – от болезней суставов до экзем.
Но врачи предупреждают: если переборщить с водными процедурами, эффект будет противоположный.
От избытка соли может начаться тошнота, повыситься артериальное давление.
"15 минут достаточно для того, чтобы нанести грязь, смыть ее. И это можно сделать, допустим, утром, вечером", – пояснил экскурсовод Зурган Манджиев.
О чем поют калмыцкие барханы
Сотни миллионов лет назад вся территория Прикаспия находилась на дне древнего океана Тетис. Со временем море отступило, а донные пески покрылись плодородным слоем. Поэтому сейчас Калмыкия – это бескрайние степи. Правда, с проплешинами пустыни. Туда туристы приезжают послушать, как поют барханы.
Эти звуки создают песчинки, которые трутся друг об друга. А еще – ветер, когда задувает в полости внутри холма. Но у калмыков своя версия, о чем поют барханы.
"Основная из этих легенд, что на этом месте жили известные народы, такие как скифы, сарматы, позже пришли гунны, и на сегодняшний день – калмыки. И каждый из этих народов воевал за то, чтобы отвоевать эту землю. И когда пески издают такой звук, это предки поют песни о былых сражениях", – рассказал экскурсовод Зурган Манджиев.
Мини-Сахара – кто и как высушивает Прикаспий
Легендарный поэт Александр Пушкин в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный" назвал калмыка "другом степей". Но в последние 100 лет на этот край со всех сторон наступают пески. Экологи предупреждают, если так пойдет и дальше, вскоре прикаспийский регион превратится в "российскую мини-Сахару". Причин – целый комплекс. Изменения климата, "перевыпас" скота, из-за чего исчез плодородный слой почвы. Вы удивитесь, но свою лепту внесли даже австралийские овцы.
"На сегодняшний день наибольшее количество овец в республике – это овцы мериносовой породы, которые когда-то произошли в Австралии. А в Калмыкии есть своя калмыцкая порода, которая имеет совсем другую структуру копыт, форму копыт. И вот калмыцкая порода, она траву приминает, и после этого трава восстанавливается. А меринос выкорчевывает", – пояснил экскурсовод Зурган Манджиев.
Чтобы остановить наступление пустыни, в Калмыкии по краям песчаных территорий высаживают засухоустойчивые кустарники с мощными корнями. Они не дают барханам перемещаться под действием ветра. Пусть себе поют, но подальше от населенных пунктов и фермерских хозяйств.