в удобном формате
9 мая – одно из самых значимых событий для каждого человека, живущего в нашей стране. Именно поэтому этот праздник всегда становится объектом повышенного внимания со стороны средств массовой информации. Великая Отечественная война – это чрезвычайно насыщенное тематическое поле, в котором, к сожалению, достаточно простора как для интерпретаций, так и для откровенных манипуляций.
Давайте посмотрим, что представляет из себя тематическое пространство "Великая Отечественная война". Выделим несколько смысловых блоков – "Победа", "Советский солдат-освободитель", "Миллионы погибших", "Тяготы и лишения" и "Подвиг армии и народа".
Можно заметить, что только два тематических блока "Миллионы погибших" и "Тяготы и лишения" имеют негативную окраску, все остальные вызывают положительные ассоциации – гордость за страну и за народ, который сумел победить страшного врага. Да и первые два блока можно интерпретировать со знаком "+", проведя нехитрые смысловые связи:
– "Миллионы погибших" – отдали свои жизнь за свободу Родины,
– "Тяготы и лишения" – советский народ смог выстоять несмотря ни на что, вопреки всем бедам и невзгодам.
А теперь посмотрим, как "обрабатывается" это тематическое пространство. Причем обрабатывается из года в год, интенсивно и настойчиво, и пик активности этих действий обычно приходится на март-апрель.
Возьмем блок "Победа" и сравним возможные интерпретации:
- ЭТО НЕ ПОБЕДА
Миллионы погибших ‒ это не победа. Это победа стоила слишком дорого и потому равносильна поражению. Не победили, а забросали врага трупами – знакомо, не правда ли?
- ЭТО НЕ НАША ПОБЕДА
Гитлера победили американцы и англичане. Ленд-лиз и "второй фронт" сыграли решающую роль в разгроме нацизма – и это тоже вполне узнаваемые фразы из многочисленных источников
- ЛУЧШЕ БЫ МЫ ПРОИГРАЛИ
Если бы Гитлер победил, наш народ жил бы сейчас как в Германии ‒ сыто и благополучно. Да, несомненно, все сидели бы в барах и пили немецкое пиво.
- ЭТО НЕ ПОБЕДА
Победители той войны живут хуже, чем проигравшие. Сравните пенсии немецких и российских пенсионеров, общий уровень жизни в Германии и России – и вы сразу увидите, что "побеждать" и не стоило.
Посмотрите, как просто знак "+" поменялся на "-".
Теперь обратимся к интерпретациям следующего блока – "Советский солдат-освободитель":
- НЕ ОСВОБОДИТЕЛЬ, А ОККУПАНТ
Советская армия оккупировала восточно-европейские страны и долгие годы насаждала там коммунистический режим. Советский солдат ‒ жестокий захватчик, на полвека оккупировавший пол-Европы.
- НЕ ОСВОБОДИТЕЛЬ, А НАСИЛЬНИК, МАРОДЕР И УБИЙЦА
На завоеванных территориях советские солдаты грабили и сжигали дома, насиловали и убивали женщин и детей. "Могила неизвестного насильника", "Убийца, насильник, вор" ‒ надписи на памятниках в Польше и Германии.
С этим блоком тоже все понятно – он однозначно негативен, и никаких других полутонов не признает.
Еще более интересной обработке подвергается следующее смысловое звено "Подвиг армии и народа":
- АРМИЯ НЕ УМЕЛА ВОЕВАТЬ
Военные потери немецких и советских солдат несопоставимы ‒ наши воевали не умением, а числом. Окружение целых дивизий, "кровавый маршал" Жуков, не жалевший солдат, бездарные военачальники, сдача крупных городов с огромными потерями, позорное отступление до самой Москвы ‒ вот "героическая" летопись "победоносной" Красной Армии.
- ПОДВИГ ПОД ДУЛОМ АВТОМАТА
Практика разминирования минных полей пехотинцами, использование заградотрядов, уничтожающих отступавших с поля боя, расстрелы перед строем "паникеров и предателей" ‒ советские солдаты, боясь получить пулю в спину, поднимались в безнадежные атаки, порой даже без оружия, которое "нужно было добыть в бою".
ВЫМЫШЛЕННЫЕ ПОДВИГИ И ГЕРОИ
Александр Матросов ‒ имя - вымышленное, подвиг - случаен (был убит и просто упал на дот).
Николай Гастелло ‒ "огненный таран" пытался совершить другой летчик, а не Гастелло.
Зоя Космодемьянская ‒ поджигала дома местных жителей, которые и выдали ее немцам.
28анфиловцев ‒ вымышленные персонажи, вымышленное число, вымышленное место.
- "ПОДВИГИ" ПАРТИЗАН
Партизаны грабили и обирали местное население, часто за "связь с партизанами" фашисты сжигали целые деревни. Местные жители боялись партизан не меньше фашистов. Значительного урона фашистам партизаны не нанесли.
Добавьте ко всему сказанному дискуссии о "цене победы" и о том, что Ленинград, вполне возможно, нужно было сдать.
Вот, собственно, и все. Хотите посмотреть, что получилось? А получилось следующее:
Теперь перед нами полностью негативное тематическое пространство – и здесь нет места ни памяти, ни гордости, ни уважению к предкам. Здесь нет ничего. Так что не стоит удивляться, что периодически СМИ сообщают о молодых людях, надругавшихся над памятником с солдатской звездой или устроивших пляски у Вечного огня. Им не о чем вспоминать, некем гордиться и некого жалеть.
Посмотрите, как просто - строчка здесь, строчка там, небольшой текст или пара слов в интервью под определенным углом – и паззл складывается. И требовать каких-то доказательств – бессмысленно, так как доказательства – это уже область логичной и аргументированной речи. Здесь же одни эмоции и экспрессивно окрашенные слова – оккупанты, мародеры и насильники. И никого не смущает, что, например, в известной программе "Жди меня" практически каждый год немецкие старушки разыскивают советских солдат и офицеров. Разыскивают и ждут – какого-нибудь Ваню или Колю, который и задержался-то всего на пару месяцев летом 45-го. И остался в памяти – настолько сильно, что через полвека несет эту немецкую бабулю через столько километров и границ в какую-нибудь рязанскую деревеньку. Чтобы припасть к плечу совсем уже седого старика или обнять крест на его могиле.
С наступающим праздником! Низкий поклон каждому – погибшему и выжившему, израненному и покалеченному, не сдавшемуся и победившему. Нашим бабушкам и дедушкам, которые отдали свои жизни ради спасения Родины. Им, простым и неприметным героям фронта и тыла, удалось сделать великое дело – поставить на колени "непобедимый" Третий Рейх и стереть улыбки с лица самых известных манипуляторов 20-го века.
Только почему-то кажется, что эти ненавистные улыбки снова проступают сквозь года. А мы иногда и не замечаем – как истончаются и изменяются смыслы, как кто-то осторожно и аккуратно интерпретирует за нас наши тематические пространства. Меняет знаки восприятия и переписывает наше прошлое, а, значит, и настоящее. Но пока, слава богу, это у них не очень получается.