Вторая мировая началась не 1 сентября 1939 года
в удобном формате
В одном из своих интервью легендарный советский разведчик Юрий Дроздов рассказал о том, как США и Великобритания формируют "историческую память". Они подкупают элиты других стран, внедряют в их образовательные программы исторические мифы и насаждают эти мифологемы уже со школьной скамьи. Параллельно создают в каждом государстве пул из историков и журналистов, задача которых — подвергать обструкции любые попытки выяснить реальные факты прошлого.
Расчет при этом делается на консерватизм и инертность человеческой психологии. Как правило, среднестатистическому гражданину сложно отказаться от тех исторических догм, которые были навязаны ему с детства. В этих условиях любого пытающегося выяснить реальные факты прошлого легко маргинализировать, а затем затравить.
Одним из таких мифов, навязанных нашему обществу еще в советские времена, был тот, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года, а ее первой жертвой стала Польша. Этот тезис оказался настолько внедрен в наше сознание, что любые попытки поставить его под сомнение всегда вызывали лишь язвительные насмешки. Высказывания, подобные заявлению лидера ЛДПР о вине Польши в развязывании Второй мировой войны, рассматривались исключительно как попытки эпатировать.
Хотя в действительности вина Польши была юридически установленным фактом. Достаточно открыть и внимательно прочитать приговор Международного военного трибунала от 1 октября 1946 года.
Отправной точкой осуществления преступления против мира и человечности, т.е. развязывания Второй мировой войны, в решении Нюрнбергского трибунала названо совещание под руководством Гитлера 5 ноября 1937 года. На нем были приняты решения об аннексии Австрии и Чехословакии, а также о последующем расширении агрессии на Восток. Соответственно, "первым актом агрессии", согласно решению трибунала, был захват Австрии и Чехословакии.
С учетом того, что термин "агрессия" подразумевал применение военной силы, "первый акт агрессии" и был началом войны. Таким образом, первой жертвой нацизма Нюрнбергский трибунал признал отнюдь не поляков, а австрийцев и чехов.
Что же касается Польши, то в обвинительном заключении было прямо указано: с момента подписания германо-польской декларации о ненападении 26 января 1934 года Варшава являлась союзником Гитлера. Заметим, что в ходе самого процесса поднимался вопрос о наличии секретного германо-польского соглашения от 25 февраля 1934 года, по которому Польша согласилась пропустить вермахт через свою территорию для войны против СССР. Правда, в обвинительное заключение этот факт не попал. Как не попало и другое.
Согласно статье 6 Устава Международного военного трибунала, "преступлением против мира" являлось не только развязывание и ведение Второй мировой войны, но и ее подготовка и планирование. Действия Польши в 1938 году целиком подпадали под это положение.
Еще в июне 1938 года польский посол в Берлине Йозеф Липски и председатель немецкого рейхстага Герман Геринг пришли к соглашению о совместных действиях по разделу Чехословакии. Это было не чем иным как планированием и подготовкой войны. 20 сентября 1938 года германо-польское соглашение было оформлено письменным документом. Больше того, от планирования войны Польша перешла к прямому акту агрессии. Не дожидаясь решений Мюнхенской конференции 28–30 сентября 1938 года, польские войска начали военные действия по захвату Тешинской области Чехословакии. В этих боях погибло до 100 чешских военнослужащих и полицейских. Данные о потерях польской армии до сих пор не рассекречены. Фактически с этого момента, а не с 1 сентября 1939 года для Польши и началась Вторая мировая война.
Единственной причиной, по которой эти и другие факты не стали предметом осуждения Международным трибуналом, было то, что в его составе были четыре судьи — от СССР, США, Великобритании и Франции. Трое из них не были заинтересованы в объективном расследовании всех обстоятельств Второй мировой войны.
Великобритания и Франция опасались того, что в случае признания вины Польши они и сами могут оказаться на скамье подсудимых. Ведь руководители этих двух стран санкционировали раздел Чехословакии и их действия в ходе Мюнхенской конференции 1938 года также подпадали под статью 6 Устава трибунала.
Что же касается американцев, то еще 15 апреля 1939 года президент США Франклин Рузвельт выступил с инициативой подписания СССР и рядом других стран договоров о ненападении с Германией. Эту инициативу поддержали Париж и Лондон. Идя им навстречу, Советский Союз и подписал 23 августа 1939 года Договор о ненападении. В случае его нарушения нацистами Соединенные Штаты гарантировали военную помощь. Но вместо этого после нападения Гитлера на СССР произошло прямо противоположное. Соратники Рузвельта, такие как Гарри Трумэн, открыто призвали "помогать не только русским, но и немцам", чтобы они "убивали друг друга как можно больше".
Если бы вопрос о вине Польши стал предметом рассмотрения Нюрнбергским трибуналом, то и действия США также подлежали рассмотрению. Они квалифицировались бы как подстрекательство к войне.
Поэтому Соединенным Штатам, Великобритании и Франции не оставалось ничего иного, кроме как выгораживать поляков. В Нюрнберге Польша была признана союзником Гитлера, но не осуждена. Тем не менее американцам и англичанам этого оказалось недостаточно. Не сумев полностью выгородить Польшу в рамках судебного процесса, они решили представить ее жертвой в учебниках истории. Больше того, пожелали, чтобы это сделал сам СССР.
До середины 1950-х годов общепризнанной точкой зрения в советской исторической науке было то, что Вторая мировая война началась с трех событий — с агрессии Италии против Эфиопии в 1935 году, итало-германо-португальской интервенции против республиканской Испании в 1936–1939 годах и нападения Японии на Китай в 1937 году. Так было указано в "Кратком курсе истории ВКП(б)", и эта точка зрения была представлена во всех учебниках.
Но в рамках хрущевской кампании по "развенчанию культа личности Сталина" произошел радикальный пересмотр взгляда на прошлое. После XX съезда КПСС в учебники был внесен тезис о том, что Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года с нападения Гитлера на Польшу.
Но и этого американцам и англичанам оказалось мало. Они еще решили обвинить СССР в "союзе" с Гитлером и "развязывании Второй мировой войны". И вновь грязную роль сыграл Никита Хрущев. Уже после отставки он опубликовал на Западе мемуары, в которых заявил о "наличии сговора между Сталиным и Гитлером" по "разделу Польши". Запустил фальшивку о том, что к Договору о ненападении якобы был оформлен "секретный протокол". Тем самым подвел собственную страну под статью 6 Устава Международного трибунала.
Уже после разрушения СССР эта точка зрения перекочевала и на страницы российских учебников. Целое поколение россиян приучили к мысли о "виновности" их страны. Это обстоятельство Запад использует и сегодня.
Проблема только в одном. Его марионетки в лице тех же поляков действуют настолько рьяно, что часто вызывают совершенно противоположный эффект. Своим визгом буквально подталкивают разобраться в реальных исторических фактах.