в удобном формате
Западные СМИ объявили об "экономической революции". Так они назвали новые нормативы банковской ликвидности, утвержденные несколько дней назад мировым регулятором банковской и финансовой деятельности — Базельским комитетом по банковскому надзору (КБН). Формально эти правила должны вступить в силу во всем мире с 1 января 2022 года, однако некоторые западные финансовые учреждения начали применять его уже сейчас. В числе первых оказались крупнейшие банки тех стран, которые и направляют деятельность Базельского комитета (США, Великобритания, Япония, Канада и несколько ведущих стран ЕС).
Но в чем "революционность" этих нововведений? Почему о них так трубят на Западе? Как они повлияют на мировую, а главное — российскую экономику?
Если говорить юридическим языком, то Базельский комитет признал "физическое" золото в портфеле коммерческих банков эквивалентом наличности ("актива первого уровня"), и в этой связи — "безрисковым" активом. Ранее правила КБН делили капитал банков на три категории. Высшей категорией считались деньги (валюта) в наличной и безналичной формах. Далее казначейские бумаги с высшими рейтинговыми оценками (в первую очередь казначейские облигации США). В составе же третьей, низшей категории находилось золото, которое рассматривалось лишь как некое подобие денег и при расчетах собственных капиталов банков оценивалось в размере 50% от его рыночной стоимости.
Такая мера была направлена на то, чтобы отбить у финансовых учреждений желание накапливать в своих резервах драгоценные металлы. Как следствие, не только коммерческие, но и центральные банки всего мира стремились максимально запастись наличностью резервных валют. Поскольку главной международной резервной валютой был доллар, его и старались накапливать. Причем доходило до абсурда. Некоторые центробанки вообще избавились от каких-либо активов, обменяв их на ничем не гарантируемые клочки бумаги, эмитируемые ФРС. Показателем того, до какого абсурда могли дойти при выполнении этого правила, являлась ситуация с Народным банком Китая. Со времен Ден Сяопина Поднебесная занималась ограничением своих золотых резервов и накоплением долларовых. Дошло до того, что золотовалютные резервы КНР на 98% состояли из ничем не обеспеченных американских денежных знаков (сегодня ситуация существенно не изменилась). И это происходило в стране, которая являлась главным экономическим конкурентом Соединенных Штатов!
Понятно, что главным выгодоприобретателем от такой диспропорции оказались англосакские финансовые группы. Ведь, скупая бумаги ФРС, весь мир фактически дотировал американскую экономику.
Теперь же, с вводом новых нормативов банковской ликвидности, ситуация рискует кардинально измениться. Если раньше только бумажные купюры были эквивалентом международной стоимости, то теперь наравне с ними эту роль вновь начнет играть золото. Несложно догадаться, что в условиях отсутствия обеспеченности многих валют роль желтого металла станет возрастать. Центробанкам придется возвращаться к "золотому стандарту", и с учетом этого в наиболее сложной ситуации рискует оказаться самая необеспеченная в мире валюта – доллар.
На первый взгляд, денежные знаки ФРС может ждать полное обесценивание и вытеснение с валютных рынков. Но если это так, то почему инициаторами этого процесса выступили западные финансовые группы? Неужели они решили добровольно отказаться от долларовой гегемонии и тех сверхприбылей, которые извлекались из нее?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо вспомнить об одной крайне существенной особенности международной финансовой системы, созданной англосаксами. Основанная на гегемонии доллара, она не может существовать без его безграничной эмиссии. Причина не только в беспредельной алчности англо-американских групп, в их жажде сверхприбылей, ради которых они готовы печатать несметное количество денежных знаков. Не менее важно другое. Чтобы господствовать на планете, западные финансовые группы используют не только грубую силу, но и систему тотального подкупа. Последняя также требует обладания неограниченными денежными возможностями.
Поскольку же денежная масса печатается в масштабах, превышающих количество произведенных товаров, то неизбежно начинается инфляция. Закон, известный в экономике под названием "закон Грешема": неограниченное увеличение денежной массы приводит к обесцениванию денег.
Чтобы этот процесс не происходил стремительно, а производство товаров хоть как-то коррелировалось с печатанием денег, владельцы ведущих западных финансовых групп вынуждены всемерно поощрять потребительский спрос. Для этого постоянно придумываются все новые и новые направления вложения денег – то "новые" технологии, то ценные бумаги, то недвижимость.
Проблема только в одном: владельцы печатного станка оказываются лишены стимула производить что-либо самостоятельно. Какой смысл создавать товары, если их всегда можно купить у кого-то, напечатав очередную порцию ничем не обеспеченных клочков бумаги?
Но это приводит к тому, что хозяева печатного станка начинают паразитировать и постепенно влезают в долги. Ведь достаточно хотя бы ненадолго остановить печатание денег, чтобы лишиться средств к обогащению. В этом случае единственный выход – брать взаймы. В соответствии с этой логикой Соединенные Штаты и оказались главными мировыми должниками. Причем долги их уже сегодня оказались столь непомерными, что этот долговой пузырь грозит вот-вот лопнуть.
Чтобы снизить эти риски, и был придуман хитрый ход, оформленный решением Базельского комитета. Хитрость заключалась в том, что оценочная стоимость золота в капитале банков, которые ввели у себя новые нормативы ликвидности, одномоментно выросла в два раза – с 50% до 100% его рыночной стоимости. Соответственно, сразу же резко увеличилась капитализация этих банковских учреждений. Ведь англо-американские банки на сегодняшний день являются крупнейшими держателями золотых слитков. Согласно официальной статистике, в их хранилищах сосредоточено до 1/2 всего золота мира. Такая же ситуация возникла и в государственном секторе. В ФРС и Банке Англии, помимо собственных 8,4 тысячи тонн желтого металла, оказалось еще и 11,3 тысячи тонн из других государств. Таким образом, в центробанках США и Великобритании оказалось 19,7 тысячи тонн золота, или около 65% всех золотых запасов центральных банков по всему миру. Список стран, которые отдали свое золото на хранение американцам и англичанам, перевалил далеко за 100. Причем в нем оказались почти все ведущие экономики мира. С учетом того, что Вашингтон и Лондон взяли правило не возвращать чужое золото, те, кто отдал им свои слитки на хранение, просто превратились в заложников.
При таком положении дел страны-заложники лишены возможности противостоять англосакским махинациям. Те же, чувствуя свою безнаказанность, готовят еще и спекулятивное повышение цены на желтый металл. Осуществить этот план собираются с помощью Лондонской биржи, которая контролируется несколькими англо-американскими банками и на которой формируется мировая цена на золото ("золотой фиксинг"). Эта операция призвана еще больше увеличить капитализацию банков США и Великобритании. Те, чьи активы еще вчера не покрывали задолженность, благодаря такой манипуляции завтра станут считаться вполне платежеспособными.
Есть, правда, одно но. Какими бы пронырливыми ни были западные финансисты, но и они не в силах спасти саморазрушительную систему. Тем более что англосаксы настолько запутались в своих противоречиях, что умудрились проглядеть появление "золотой альтернативы" в самом центре Евразии. Россия оказалась единственной (если не считать США) страной из десятки обладателей крупнейших запасов желтого металла, чьи слитки не хранятся в чужих банках. По этой причине она, в отличие от других стран, практически неуязвима для "золотого шантажа" (по разным данным, на 1 марта 2019 года золотой запас России составил от 2149 до 2170 тонн). Россию невозможно запугать отказом вернуть золото из английских и британских хранилищ. И если в мире произошла "экономическая революция", то прежде всего в этом.