window.yaContextCb = window.yaContextCb || []
Последние новости
window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: 264443, containerId: id, params: params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
08 августа 2018, 12:50

Дух Саакашвили по-прежнему живет в Тбилиси

Извлекли ли в Грузии уроки из событий десятилетней давности и когда ждать новой войны в Закавказье?
Читать ren.tv в

Сегодня исполняется 10 лет "пятидневной войне". 8 августа 2008 года, когда весь мир был отвлечен на открытие Олимпиады в Пекине, Грузия обстреляла Цхинвал из установок залпового огня "Град". Грузинские войска начали широкомасштабное вторжение в Южную Осетию, называя это "восстановлением конституционного строя". К счастью, они были остановлены и отброшены до самого Тбилиси. Россия впервые в новейшей истории пришла на помощь.

Тогда события в Южной Осетии и последовавшее признание Россией двух закавказских республик, без преувеличения, перевернули мир. Сегодня, после Украины, ставшей формальной причиной фактического возобновления холодной войны между Россией и Западом, они кажутся чем-то малозначительным. Но они стали неким водоразделом. Рубиконом. Предопределили все дальнейшие события.

Помню, я тогда пришел на работу, еще не зная о происходящем (был занят интересным проектом и начавшееся обострение в Южной Осетии воспринял просто как очередное), а весь офис только и обсуждал грузинскую агрессию. Помню, тогда один коллега, отставной офицер, успокаивал остальных: ничего, ребята, там наша 58-я армия, она быстро наваляет этим мародерам.

Я, признаться, тогда не особо в это поверил. Просто привык к десятилетиям отступления и сдачи союзников. Думал, что наши "проглотят" и это. К тому же у России был новый президент, на которого возлагали такие надежды на Западе, все ждали "перезагрузки", никто не хотел конфронтации, которая представлялась неизбежной, если бы Москва вмешалась.

Фото: © militaryarms.ru

Но она вмешалась. И это было как гром среди ясного неба. В большей степени, конечно, для Запада, который не сомневался, что Россию можно "гнуть" до бесконечности. На самом деле ничего экстраординарного Россия не сделала. Лишь то, что сделала бы любая страна НАТО — и уж точно США, — защитила своих граждан. Просто мир внезапно увидел, что бывает другая Россия, не готовая терпеть тычки ради благосклонности Запада.

Решение о признании двух республик и последующие военные договоры с ними стало логическим продолжением. Нужны были гарантии, что такое не повторится.

На самом деле о признании заговорили еще годом ранее, когда Запад, наплевав на правила, признал независимость Косово. Многие ждали, что Москва ответит зеркально, признав Абхазию и Южную Осетию.

Но Москва этого не сделала — понимая, что на пропорциональный ответ может начаться цепная неконтролируемая реакция. Если хулиган лезет драться, это не значит, что ему нужно немедленно уподобиться. Хотя бывают ситуации, когда иного выхода, кроме защиты доступными средствами, не остается.

Именно это произошло 08.08.08. А ведь предупреждали. И Запад, и Грузию, и лично Михаила Саакашвили. Но Саакашвили, как заметил в недавнем интервью тогдашний российский президент, был слишком самоуверен. А еще уверен в безоговорочной поддержке Запада. И что Россия не ответит.

Излишняя самоуверенность всегда карается. Это закон. Саакашвили, конечно, избежал наказания за свою авантюру, российские танки даже до Тбилиси не дошли. А ведь, между прочим, американцы с такими местечковыми "наполеончиками" обычно не церемонятся: захватывают страну, а ее лидера казнят, руками "восставшего народа", конечно. Но мы-то не кровожадные.

Проблема в том, что за преступления Саакашвили расплачивается Грузия. Отношения с Россией безнадежно испортила, утраченные еще в начале 90-х территории потеряла практически безвозвратно.

Фото: © Глаз Грузии — ИТАР-ТАСС

А ведь все можно было решить. Можно было и с Абхазией и Южной Осетией примириться. Хотя бы попробовать. Хотя бы начать. Но Саакашвили, едва став президентом Грузии (в результате переворота, кстати), сразу дал понять, что диалога не будет. Он привык все решать наскоком и был уверен, что удача от него не отвернется. Раз — и отучил гаишников брать взятки, разогнав ГАИ. Раз — и прекратил процветавшую больше десяти лет до него аджарскую вольницу, без единого выстрела изгнав из страны потенциального "сепаратиста" Аслана Абашидзе. Раз — и подавил мятеж Квициани в Кодорском ущелье.

А вот с Абхазией и Южной Осетией так же быстро и эффектно не получилось.

Можно было и с Россией не ссориться. Напротив, можно было с ней дружить, да так крепко, что Москва сама помогла бы выстроить переговоры с отколовшимися автономиями. Но вместо этого Саакашвили с ходу сжег все мосты, заявив о стремлении в НАТО и попросив убрать из страны военную базу.

Даже если рассуждать с сугубо военной точки зрения, он совершил страшную ошибку. России нужны были форпосты в Закавказье, и место отказавшейся от этой роли Грузии заняла Абхазия. А могла бы быть Грузия, не будь Саакашвили идиотом.

Но он с самого начала не скрывал своих амбиций, хотя на словах и рвался наладить отношения с Россией. Приезжал в Москву с, по его словам, "протянутой рукой дружбы", улыбался. Знать бы заранее, что таилось за этой улыбкой, — скольких жертв удалось бы избежать.

Да, Саакашвили действительно был уверен, что "заграницанампоможет". Она, в общем, и помогала до поры до времени, деньги давала, армию вооружала и обучала. Готовила к войне с Россией. Только вряд ли Мишико понимал, что воевать с Россией ему придется в одиночку. Не знаю, всерьез ли он рассчитывал, что Америка объявит войну России, как в таких случаях обычно происходило в прошлые века.

Фото: © ИТАР-ТАСС / Александр Климчук

Только на дворе был XXI век, ядерный паритет и все такое. Развязывать мировую войну из-за Грузии никто не стал бы. Что-то не сработало в "гениальном" плане "тбилисского наполеончика".

Наверное, он надеялся, что Запад, если и не станет воевать, то хотя бы попытается изолировать Россию экономически и политически.

Только тогда Запад еще не очень понял, что происходит. Возможно, считал, что на Россию нашло какое-то "помутнение", что не стоит усугублять. Ну и, повторю, тогда у всех была эйфория от "перезагрузки", единого экономического пространства от Тихого океана до Атлантического, планируемая отмена виз между Москвой и ЕС, "партнерство для модернизации" и прочие несбывшиеся надежды.

Срывать все это из-за какой-то Грузии никто не хотел. Даже санкций не последовало. С Россией предпочли не ссориться.

Только это скорее про европейцев. Американцы, видимо, все поняли и решили, что нашу страну надо дожимать, разрушить эту идиллию. И случилась Украина.

И вновь реакция Москвы оказалась сюрпризом. От нас ждали в худшем случае превращения Крыма в аналог Приднестровья или признания независимости, как с Абхазией и Южной Осетией. Ну и, конечно, что мы полностью смиримся с потерей Украины, как до этого смирились с потерей Грузии. Но снова что-то пошло не так.

И вот тогда Запад уже понял, какой ящик Пандоры он своими руками открыл и какой прецедент создал. И ему ничего не оставалось, кроме как обрушить на Россию весь свой инструментарий давления.

Фото: © politinformer.ru

Результат — новая холодная война. США уже понимают, что выиграть ее (во всяком случае быстро) не получается. Но градус антироссийской истерии продолжает расти. А тут еще Сирия, а тут еще "внезапно" возникшие интересы России в других странах Ближнего Востока, в Африке. И остановиться уже не получается — слишком разогнался этот маховик.

Но это сегодня. А тогда, в 2008-м, все только начиналось. И тогда же могло завершиться, если бы Штаты действительно хотели "перезагрузки" и перестали провоцировать Россию.

Грузия же просто пала жертвой этой политики и науськиваемого Вашингтоном потерявшего разум местного "фюрера". Но только ли их?

Я еще 20 лет назад писал, что грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты в обозримом будущем нерешаемы в принципе. Ни при какой власти. Для Грузии, которая веками распадалась, потом собирала территории, потом теряла их, вернуть границы Грузинской ССР — это идея фикс. Они от нее не откажутся никогда. Признать независимость Южной Осетии означает дать зеленый свет мегрельскому, аджарскому, сванскому и прочим сепаратизмам. Любой политик, который допустит хотя бы возможность переговоров с Сухумом и Цхинвалом, будет немедленно морально уничтожен (как знать, возможно, не только морально) и выгнан с позором из политики и из страны.

Ведь, согласно официальной точки зрения Тбилиси, переговоры можно вести только с "оккупантом" — с Россией. Кстати, ничего не напоминает? Только на Украине эта риторика царствует всего пятый год, а в Грузии — уже десять.

Я много общался с представителями абхазской и осетинской молодежи, которые вроде бы не должны питать личной ненависти к грузинам априори. Но они ее питают. И ни о каких переговорах с Грузией и слышать не хотят. Это не обсуждается.

Тупик?

Фото: © РИА Новости

Представитель МИД Мария Захарова в интервью грузинскому телеканалу рассказала, что Россия заинтересована в восстановлении добрососедских отношений. Оценил отклики грузинских пользователей в блогах. Кратко: да как она смеет говорить о дружбе?! Пусть сначала выведут "оккупационные" войска!

Возможно, не очень правильно судить по блогам о целом народе, но, уверяю, это настроения большинства. Притом что в быту грузины очень благосклонно относятся к русским туристам, всегда радушно принимают гостей. Пока разговор не заходит о политике. Это табу.

Годы пропаганды при Саакашвили не прошли даром. Он и сегодня продолжает ее.

"Только полные идиоты и полные дебилы могут говорить, что Грузия начала войну. Полные идиоты и дебилы. На самом деле это аморально, потому что есть огромное количество материалов", — заявил он телеканалу "Настоящее время" — совместному медиапроекту радио "Свобода" и "Голоса Америки".

Видимо, под идиотами и дебилами он имел в виду членов комиссии Хайди Тальявини, которая, изучив множество реальных материалов и свидетельств, пришла к однозначному выводу: первый удар нанесла Грузия.

"К сожалению, силы были слишком неравны и мы проиграли, но при этом мы сохранили самое главное — достоинство и самоуважение. Мы не сдались на милость гораздо более сильному врагу, а что есть сил дали ему по зубам", — это еще один свежий "перл" грузинского "фюрера".

Наверное, он имел в виду то, как его солдаты быстро бежали до самого Тбилиси, побросав подаренное американцами оружие, или как он сам ползал по земле, едва услышав рев самолетов в небе, а потом жевал галстуки.

Впрочем, бог с ним, с Саакашвили. Он уже отработанный материал не только для Грузии, но и для Украины и теперь, думаю, и для всего остального мира.

Но Саакашвили нет в Грузии с осени 2013 года, когда победу на президентских выборах вслед за парламентскими одержала коалиция "Грузинская мечта", с которой многие у нас связывали огромное количество надежд на восстановление отношений.

Фото: © dlmn.info

"Мечтатели" и в самом деле с первых дней рьяно начали бороться с наследием Саакашвили, преследуя его соратников и его самого. Вот только в отношениях с бывшими автономиями и с Россией воз и ныне там.

Дипотношений, разорванных в августе 2008-го, как не было, так и нет. По-прежнему демонстративный курс на НАТО и ЕС, никаких переговоров с "марионетками оккупантов" и т.д.

И ладно бы пытались не трогать больную тему без особой нужды. В конце концов, можно годами жить без дипотношений, "народная дипломатия" их заменяет. Тем более что товарооборот между нашими странами растет, Россия остается для Грузии главным рынком сбыта, импорт тоже растет, именно из нашей страны осуществляется большая часть денежных переводов, постоянно увеличивается поток российских туристов. Можно было бы деликатно молчать.

Но нет. Разговоры об "оккупации" и курсе в НАТО не смолкают, да и в самом альянсе регулярно троллят Москву заявлениями, что вот-вот Грузия станет его полноправным членом.

Ну и, конечно, нельзя без громких заявлений в годовщину.

"Россия при помощи гибридной войны отделила от центральной власти Грузии два ее региона", — заявил на круглом столе "Прочный мир и безопасность — российско-грузинская война 2008 года, десять лет спустя" с участием министров Польши, Латвии, Литвы и Украины (вах, какая теплая компания) президент-"мечтатель" Маргвелашвили.

Фото: © globallookpress

"Мы не должны бояться называть вещи своими именами — то, что делала и делает Россия против суверенного государства, — это война между Россией и Грузией, это агрессия, это оккупация и это попрание всех международных норм", — добавил он, подчеркнув, что "территориальная целостность" Грузии будет восстановлена мирным путем.

Вот вам и мечта! Реально мечтатели. Мечтуны!

Саакашвили в Грузии давно нет, но дух его никуда не делся, разве что стал менее заметен. И дело его живет. Вернее, это не его дело, это дело всех грузинских политиков, которые никогда не смирятся с потерей территории и готовы на любые авантюры ради достижения цели. Просто одни более радикальны, другие — менее.

Я часто, говоря об особенности грузинского политикума, привожу аналогию с парадигмой "лысый-волосатый". Только в Грузии это называется "Звиад-Эдуард". Агрессивного и готового воевать за свои амбиции националиста, западника и русофоба сменяет хитрый и желающий сидеть на двух стульях якобы дружественный России. А потом вновь приходит Гамсахурдиа-Саакашвили, и все повторяется заново.

Это меня и пугает. В своем интервью, посвященном десятилетию событий 08.08.08, тогдашний российский президент подчеркнул, что главное, что получила Россия в августе 2008-го, — это мир и возможность спокойно спать, не боясь новой войны на Кавказе. Я бы не был столь же оптимистичен…

Подпишитесь и получайте новости первыми
СМИ2
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }());
var init_adfox_151870620891737873_329145 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i<47;i++){a+=c.charAt(Math.floor(Math.random()*c.length));}a=encodeURIComponent(a);localStorage.setItem(b,a);}else{a=localStorage.getItem(b);}return a;})(), extid_tag: 'rentv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var existBidding = window.Ya?.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_329145')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { "code": 'adfox_151870620891737873_329145', "bids": [ { "bidder": "adriver", "params": { "placementId": "30:rentv_970x250_mid" } }, { "bidder": "bidvol", "params": {"placementId": "37226" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836081" } }, { "bidder": "adfox_adsmart", "params": { "pp": "h", "ps": "doty", "p2": "ul", "puid20": "" } }, { "bidder": "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b09" } } ], "sizes": [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_329145', params: params, lazyLoad: true, }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_329145(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_329145(); }); }
((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window.msCounterExampleCom.hit(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })