в удобном формате
В ночь с четверга на пятницу США по приказу Дональда Трампа нанесли удар крылатыми ракетами по сирийскому военному аэродрому Шайрат в провинции Хомс. Запуск "Томагавков" произведен с эсминцев "Портер" и "Росс" Шестого флота США, дислоцированного в Средиземном море в районе острова Крит. То есть с расстояния 750-800 километров. Ближе флот подойти не может из-за российского присутствия в Сирии. Президент России назвал это агрессией против суверенного сирийского государства. Россия приостановила действие меморандума о предотвращении авиаинцидентов. То есть фактически заявила, что теперь будут сбиваться любые цели, не относящиеся к нашей стране и нашим союзникам. В общем, все очень серьезно.
Однако дьявол, как всегда, в деталях. И если мы рассмотрим их, то поймем очень простую вещь: никто на самом деле не хочет большой войны. Жесткие действия и жесткие заявления все равно оставляют дверь для переговоров широко открытой.
На встрече с китайским лидером Си Цзиньпином американский президент Дональд Трамп вдруг объявляет: США нанесут ракетный удар по сирийским военным структурам. Он хочет наказать Башара Асада, обвинив его в химической атаке в сирийском городе Хан-Шейхун в провинции Идлиб. И Трампу не важно, что у Асада боевых отравляющих веществ нет, что еще в январе 2016 года это подтверждено Организацией по запрещению химического оружия, документально зафиксировано уполномоченными ООН и признано США. Что отравление произошло, скорее всего, из-за попадания в склад боеприпасов, принадлежащий террористам. Все это не важно Трампу. В 3:45 – 3:50 утра по московскому времени 59 ракет "Томагавк" морского базирования уходят в сторону военного аэродрома Шайрат в провинции Хомс. Дальше вопрос: в Сирии у Асада есть модернизированные советские ЗРК "Оса", "Бук", "Шилка". Есть С-200. Есть российские системы ПВО С-300 и С-400, которые охраняют пункты размещения техники ВКС. Есть "Панцирь" С-2.
И тем не менее, они не мешают американским "Томагавкам" долететь до аэродрома. Причем это – крылатые ракеты, которые летят с дозвуковой скоростью. Дешевые ракеты. Корпус из пластика. Слабосильный и недорогой двигатель. Они идут низко, где-то до 60 метров от поверхности, плохо видны на радарах.
Однако массовый пуск ракет с эсминцев в любом случае трудно не заметить. Я уж не говорю о том, что Пентагон за час до атаки предупредил российскую сторону о запуске ракет, опасаясь того, что под эту волну могут попасть наши инструкторы, которые находятся в Сирии.
Но дальше начинается еще более интересная история. "Томагавки" этой модификации могут идти к цели в автономном режиме. В них закладываются координаты конечной точки. Однако до аэродрома из 59 ракет долетает только 23. А где остальные? Потерялись? Но и прилетевшие ракеты ложатся очень странно. Взлетно-посадочная полоса не пострадала. Легко увидеть, что капониры уцелели. Так что же явилось результатом массированной атаки 59 ракет "Томагавк"? По предварительным данным, 14 погибших. Среди них 5 военных и, как сообщает сирийское агентство САНА, 9 мирных жителей, из них четверо детей. По данным Минобороны России, в результате удара были уничтожены шесть сирийских самолетов МиГ-23, склад материально-технического имущества, учебный корпус, столовая, а также радиолокационная станция. Учебный корпус и столовая? Это такие одноэтажные постройки из местного кирпича? Круто!
Теперь просто для сравнения. Итак, американцы за один раз выпустили 59 "Томагавков" и поразили, причем не критически, один аэродром. За всю сирийскую кампанию Российские вооруженные силы выпустили по объектам ИГИЛ от 51 до 56 крылатых ракет "Калибр" – то есть чуть меньше, чем американцы за раз. По заявлениям нашего Генштаба, который ссылается на методы объективного контроля и предоставляет видео с беспилотников, было уничтожено около двадцати целей. Среди них: заводы по производству снарядов и взрывчатых веществ, командные пункты, склады боеприпасов, вооружения, топливные склады, колонны автоцистерн, также тренировочные лагеря и объекты нефтяной инфраструктуры. О чем это говорит?
О том, что американская атака "Томагавками" на аэродром Шайрат – совершенно провальная операция. Это просто катастрофа. И если Трамп хотел показать силу Штатов, то показал их слабость. Такое фиаско наглядно показывает, что Штаты не могут воевать в Сирии без России. И мы еще увидим не конфронтацию, а переговоры и сотрудничество. Это реальность, кто бы что сейчас ни говорил.
Ну, а как главная цель Трампа, о которой он заявлял, борьба с терроризмом? Подействовал ли хоть как-то удар по сирийскому аэродрому на террористов? Нет. Ведь его первый же удар не по ним, а по тем, кто борется с ИГИЛ. И вот смотрите: только в воскресенье – два взрыва в Египте. Первый в городе Танта в христианской церкви. Погибло более 30 человек. А потом – в Александрии в кафедральном соборе Святого Марка. Тринадцать погибших. Десятки раненых.
Я уже не говорю про новый теракт в Европе. На этот раз в столице Швеции – Стокгольме. Там еще недавно утверждали, что никаких проблем с мигрантами в Швеции нет, одно только благолепие и толерантность. Но потом вдруг начались мигрантские волнения, а в пятницу грузовик врезался в толпу. Погибло четыре человека, ранено не менее пятнадцати. В грузовике нашли сумку со взрывчаткой. Мы сочувствуем шведам, но, конечно, в России сейчас слишком сильна боль от другой потери – 14 погибших в петербуржском метро. 51 – ранено.
Теракт в Петербурге, с одной стороны, понятен: по всей Европе ИГИЛ, запрещенная в России, устраивает теракты. Наша страна уничтожает террористов в Сирии, поэтому Россия для них является одним из главных врагов. С другой стороны, давно не было таких громких терактов. Спецслужбы работали на опережение довольно четко. Но почему не получилось в понедельник в Питере?
Всю эту неделю мне постоянно встречалось такое мнение: ну вот, опять. Опять как десять, пятнадцать лет назад. Но это не так. Никакого опять. Мы имеем дело с новыми технологиями в организации и проведении терактов. Не стоит связывать их с теми, что были раньше в России. Мы имеем дело с теми же технологиями, что и в Европе, – неважно, как исполняется теракт: смертник врезается на машине в толпу или взрывает бомбу в метро. Организаторы – не боевики, сидящие в северокавказских горах. Они не приезжают на КамАЗах, груженных гексогеном. Это люди из международных террористических организаций – "Хизб-ут-Тахрир", "Аль-Каида", ИГИЛ и так далее. И вербуют они молодых людей, вовсе не похожих на классических бородатых басмачей, как в "Норд-Осте". География вербовки намного шире. Например, в Швеции теракт совершил гражданин Узбекистана, завербованный ИГИЛ. Не зря Путин в среду на встрече с руководителями органов безопасности стран СНГ сказал, что угроза терроризма одинакова для всех стран Содружества.