Фото / Видео: © РЕН ТВ / РЕН ТВ
Все дороги ведут в Рим? Как Цезарь избавился от пробок в городе
Историк Головкин: Цезарь запретил движение колесниц по городу днем
Крылатая фраза "Все дороги ведут в Рим" для них стала руководством к действию. Немецкие дизайнеры расставили примерно полмиллиона случайных точек на карте Европы и проложили от них оптимальные маршруты в столицу Италии по существующим дорогам. Чем чаще программный алгоритм использовал какую-либо трассу, тем заметнее она становилась на карте. В результате получилась причудливая, похожая на паутину схема.
Как древние инженеры умудрились построить дороги, которые пережили тысячелетия? И какие правила движения действовали в вечном городе? Об этом рассказали в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Как появилась фраза "Все дороги ведут в Рим"
О том, в какой город ведут все дороги, миру напомнил Жан де Лафонтен. В своей басне "Третейский Судья, Брат милосердия и Пустынник" французский писатель воскресил подзабытый древний афоризм.
"А так как все пути приводят в Рим, то каждый к цели, без тревоги, пустился по тропиночке своей". Баснописец использовал крылатую фразу не ради красного словца. В XII веке большинство европейских маршрутов все еще вели в сторону города на семи холмах.
"Конечно же, эта фраза имеет под собой реальные основания, потому что Рим – это был центр, это было сердце империи, и, конечно, все дороги вели в Рим. Как и сегодня, например, в России: если карту посмотрим, будет ощущение, что все дороги ведут в Москву", – объяснил кандидат исторических наук Александр Головкин.
Как Цезарь решил проблему с загруженными дорогами
Но как многовековые дороги прошли испытание временем? Все потому, что древние инженеры строили их по строгим нормативам: выдерживали единую ширину, не жалели гравия, а цемент замешивали на вулканическом пепле. Ведь эти дороги использовали в первую очередь для переброски войск и военной техники.
В этом, собственно, и заключался главный тактический секрет римской армии – нападать быстро, массово, точечно. Через какие-нибудь лесные дебри или колдобины так не получится. Так что патриции, вкладываясь в строительство, буквально прокладывали империи дорогу в жизнь.
"Главную дорогу начали строить в IV веке до нашей эры. Она называлась Аппиева дорога, позднее эту дорогу назовут "царицей дорог". Это основная артерия Древнего Рима. Она будет связывать Рим с Капуей, иными словами, Рим с Грецией, и уже выходить через море", – рассказал историк Головкин.
Именно от этой "царской магистрали" и растянулась паутина путей, центром которой был Вечный город. По "проторенным дорожкам" принялись ездить торговцы и курьеры. Но чем ближе к Риму, тем хаотичнее становилось движение – ни знаков, ни правил толком не существовало. Повозки то и дело сталкивались. И в организацию движения пришлось вмешаться Цезарю. Он лично разработал первый дорожный регламент.
"Было запрещено движение колесниц в пределах города в дневное время, но в ночное время, например, торговые колесницы могли передвигаться. В городе могли передвигаться по дорогам только чиновники высшие или, например, если говорить про носилки, то это аристократы. Все остальные должны были ходить пешком. Также регламентировалась стоянка колесниц в определенных местах за чертой города", – пояснил Александр Головкин.
В какие города сегодня ведут все дороги Европы
Вскоре главные дороги империи принялись "обхаживать" паломники. Они проложили несколько маршрутов по "святым местам". Главный назывался Виа Франчиджена. Он соединял Рим практически со всеми европейскими столицами. Его еще называли "намоленной тропой".
"Считалось, что христианство в Европу распространилось из Рима. В Риме существовали святыни, к которым хотели приобщиться христиане Европы. То есть цель путешествия была не как сегодня – посмотреть какие-то места, а именно в религиозная", – уточнил историк.
И Виа Франчиджена, и "царица дорог" – Аппиева, и еще несколько ее древних трасс частично сохранились по сей день. Только встречаются там исключительно туристы, пешеходы и велосипедисты. На автомобилях по ним передвигаться запрещено.
Что же касается крылатой фразы, рассуждают историки, она и сегодня в какой-то мере правдива. После падения великой империи инженерные изыскания римлян взяли за строительный эталон власти крупных городов Европы. И если изучить транспортную карту континента, можно увидеть, как все дороги теперь в равной степени ведут и в Рим, и в Париж, и в Берлин.

