Фото / Видео: © Александр Манзюк/ТАСС / РЕН ТВ
Крепость Орешек: как гарнизон Шлиссельбурга защищал Ленинград от полной блокады
Историк Скрипинская: гарнизон Орешка не давал немцам обстреливать Дорогу жизни
Крепость Орешек у истока Невы – особое место для каждого, кто пережил блокаду Ленинграда. Гитлеровцы штурмовали эту цитадель почти 500 дней, но так и не смогли ее взять.
Гарнизон крепости не позволил немцам замкнуть кольцо окружения вокруг города. А главное – не дал перерезать "Дорогу жизни". Это был единственный путь, соединявший блокадный Ленинград с большой землей по Ладожскому озеру.
Зачем защитники Орешка ныряли на дно ледяной Невы? И какое помещение в осажденной крепости красноармейцы называли "курортом"? Все подробно рассказали в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Средневековая крепость сорвала планы немцев по окружению Ленинграда
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. В этот день немцы взяли город Шлиссельбург и перекрыли последнюю сухопутную дорогу, ведущую в Северную столицу.
Казалось, Ленинград обречен. Но гитлеровцы не учли одного. Напротив Шлиссельбурга, на Ореховом острове у истока Невы, стояла крепость Орешек, построенная еще в XIV веке. Именно ей суждено было стать ключевым камнем преткновения для оккупантов и сорвать их планы по полной изоляции Ленинграда.
"Это место не использовалось для военных действий. Долгое время там находилась тюрьма. Там содержались разные знаменитые узники. Поэтому немцы не воспринимали этот небольшой плацдарм как какую-то угрозу. Захватив Шлиссельбург, они даже не обратили внимания на этот остров и на какую-то историческую крепость, которая на нем находится", – рассказала писатель, драматург Ольга Погодина-Кузьмина.
Красноармейцы ценой жизни сдержали клятву не пускать врага на правый берег Невы
В первую же ночь после взятия немцами Шлиссельбурга на Ореховый остров высадились советские разведчики. Они обследовали крепость, организовали круговую оборону и стали ждать подкрепление.
Вскоре сюда подтянулись бойцы первой стрелковой дивизии НКВД и моряки Балтийского флота. Всего около 300 человек.
"Здесь были и медицинский персонал, и артиллеристы. На крепости были установлены артиллерийские точки, которые бойцы очень любовно называли именами. Например, "Дуня". И орудие, которое устанавливали на этой огневой точке, тоже называлось "Дуня". Они так любовно очень относились", – пояснила кандидат исторических наук, сотрудник филиала Государственного музея истории Санкт-Петербурга "Крепость Орешек" Наталья Скрипинская.
Защитники крепости дали друг другу клятву, что не пустят врага на правый берег Невы. И сдержали слово. Многие – ценой жизни. Когда гитлеровцы поняли, что упустили важнейшую огневую точку, они решили уничтожить Орешек. Крепость стали ежедневно обстреливать.
Всего за время блокады немцы выпустили по крепости Орешек более 50 тысяч снарядов и мин. Особенно ожесточенно бомбили главный храм цитадели. На его колокольне советские бойцы водружали Красное знамя.
"Бойцы каждый раз поднимали этот флаг, дабы показать, что крепость не сдается. Что бойцы живы и что Орешек не будет отдан врагу. Немцы сбивали этот флаг несколько раз. Но бойцы каждый раз его поднимали снова – как символ победы и несгибаемости духа", – объяснила историк.
Как солдаты гарнизона поддерживали боевой дух в стенах крепости
Гарнизон Орешка занимал нижние ярусы башен. Жили тесно: нары у стены, стол с коптилкой из консервной банки и печка из железной бочки. По ночам пробивали амбразуры, рыли траншеи и создавали огневые точки.
Через Шлиссельбургскую губу проходил ключевой участок "Дороги жизни" – ледовой трассы зимой и водного пути летом. По этой магистрали в блокадный Ленинград доставляли продукты и вывозили оттуда людей. Защитники крепости прикрывали подходы к важнейшей транспортной артерии.
"Они не давали немцам из Шлиссельбурга обстреливать дорогу в тот момент, когда по ней шли грузовики, когда везли людей и грузы. Они максимально старались обеспечить функционал "Дороги жизни" и сдерживать огонь шлиссельбургских захватчиков – немцев", – уточнила Скрипинская.
Известно, что даже в таких тяжелых условиях защитники крепости не теряли чувства юмора. Отвар хвои, которым спасались от цинги, называли "сказками Венского леса".
А комнату отдыха, организованную в одном из тюремных корпусов, окрестили "курортом". Туда с правого берега привезли книги, шахматы и домино.
В крепости даже издавали свой журнал – "Окопный Орешек". Там публиковали заметки о подвигах бойцов, карикатуры на гитлеровцев и некрологи погибшим товарищам. Всего вышло десять номеров.
"За работу над журналом бойцам предоставляли пятидневный отпуск. Вся работа велась от руки, на альбомных листах и даже на обрывках оберточной бумаги. Кисточки делали из конского хвоста, а чернила – из горчицы и сажи", – рассказал историк, эксперт Народного фронта Эрнест Макаренко.
Красноармейцы ныряли в лядяную воду Невы
Защитники крепости постоянно испытывали проблемы со снабжением. Попасть на остров можно было только по воде. А немцы держали под прицельным огнем большую часть реки.
"Отсюда на тот берег старались переправляться ночью, тайно, так, чтобы не подвергаться обстрелу. Вы знаете, что у нас летом белые ночи. Они постоянно подвергались обстрелу. Вот в таких условиях происходило сообщение крепости с материком. Продукты, боеприпасы, лекарства люди переправляли вот в таких условиях", – объяснила историк.
Весной 1942 года в крепости почти закончились снаряды. Чтобы решить проблему, бойцам гарнизона пришлось погружаться на дно Невы. Незадолго до этого у берегов острова затонула баржа с боеприпасами.
"Защитники крепости, рискуя жизнью, ныряли в ледяную воду и по ночам доставали со дна снаряды. За несколько дней было поднято не менее 500 снарядов, мин, гранат. Этого количества хватило для обороны еще на целых три недели", – уточнил Макаренко.
В ходе рискованной операции два бойца погибли от переохлаждения. Один снаряд при подъеме взорвался и ранил сапера.
Всего же за время обороны крепости гарнизон Орешка только убитыми потерял порядка 150 человек. Еще около 50 солдат умерли от ран, голода и болезней.

