Фото / Видео: © Кадр программы "Загадки человечества", РЕН ТВ / РЕН ТВ
Дети устроили бунт, взрослые – забастовку: когда вода стала ценнее вина
Историк Ханджян: в забастовке 1911 года в Британии участвовали даже школьники
Люди надевали газеты и книги на голову, пили воду из ведер и ходили чуть ли не нагишом. Такая необычная картина сложилась на пляжах британского Уэстклифа. Приличные на вид джентльмены, побросав одежду, спят вповалку прямо у воды. Ведь только так можно спастись от невыносимого зноя.
А иногда жара даже приводила к политическим волнениям. Подробнее – в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Многие погибли от перегрева, другие – покончили с собой: жара в Нью-Йорке
А в Нью-Йорке тем временем люди прятались от солнца в тени деревьев Бэттери-парка. Семьи в полном составе буквально переселялись на улицу и молились уже даже не о дожде, а хотя бы о дуновении ветерка. Невиданная доселе жара пришла на северо-восток США 4 июля и не отступала 10 дней.
"Подъем температуры был очень резким. За полчаса температура выросла на 10 градусов. Жарче всего было в Нью-Йорке и в Бостоне, там температура достигала 40-41 градуса. Люди в США были не привыкшие к такой температуре", – рассказал историк Эмиль Ханджян.
5 июля жара стала настолько невыносимой, что владельцы крупных предприятий остановили работу. Закрылась почта, прекратилось железнодорожное сообщение между городами. Поплавились даже рельсы, а люди в буквальном смысле сходили с ума. В этот день появились первые жертвы.
"Если температура воздуха поднимается выше 40, соответственно, выше температуры тела, то у человека может наступить тепловой удар. Что это значит? Те механизмы терморегуляции, которые существуют у нас в организме, они дают сбой. Не то что перестают работать, они просто дают сбой. Выделяют несколько стадий. Первая стадия – это когда может не повышаться температура тела, просто человек может испытывать некую слабость, апатию, он перестает работать, ему хочется поспать. Если температура повышается больше 42 градусов, человек, в принципе, может умереть", – отметила доктор медицинских наук Ирина Филатова.
В одном только Нью-Йорке от жары, по официальным данным, умерли почти 200 человек. Хотя народная молва увеличила количество жертв до двух тысяч. Большая часть погибла от перегрева, 17 утонули в реке, пытаясь охладиться, еще несколько покончили с собой. Даже страшно представить, что могло бы быть дальше, но 15 июля в регион наконец-то пришла долгожданная гроза. После того как отгремели последние раскаты грома, столбик термометра пополз вниз и уже через сутки температура вернулась к нормальным показателям. Но что же стало причиной беспрецедентной погодной аномалии?
"Все дело в потоках сухого воздуха, которые пришли с южных Великих равнин и "просочились" в Канаду. А уже оттуда их понесло на юг к восточному побережью США и в Европу. Горячий ветер буквально подавил более прохладные океанские бризы, и это привело к тому, что температура воздуха подскочила так внезапно и резко", – объяснил метеоролог Джон Бонк.
Как жара изменила внутреннюю политику Британии
Все началось с забастовок рабочих
Жителям Европы повезло куда меньше американцев. Небывалая жара началась в тот же день, что и в США, – 4 июля 1911 года. Но в некоторых регионах она продлилась до середины сентября, а в Британии даже повлекла политические перемены.
"Урожай в 1911 году был уничтожен на 70%, по некоторым данным. Это привело к росту цен на пшено тоже на 70%. Но фермеры также пострадали, потому что 15% поголовья скота умерло в этот период. Чтобы не понести убытки, им приходилось зарезать скот. Это, в свою очередь, привело к тому, что цены на мясо очень сильно упали, потому что очень много мяса на рынке появилось. И цены упали. Это тоже убыток для сельского хозяйства", – поделился историк Эмиль Ханджян.
По мнению ряда историков, именно невыносимая жара стала катализатором кардинальных перемен в Британии. Условия труда на предприятиях и без того были невыносимые – люди работали по 12-16 часов в сутки за мизерную зарплату. Покалечился на производстве – виноват сам. Перерыв на обед расценивался как запредельная наглость. Летом 1911-го в Лондоне начались масштабные забастовки и митинги.
"Чего требовали рабочие? Они просили перерывы, каждый час они просили перерыв на 15 минут и просили увеличение заработной платы на 10% в связи с тем, что у них в аномальную жару производительность труда не такая большая, им работодатели не доплачивали зарплату. 120 тысяч человек вышло в портах Великобритании на протесты. 120 кораблей не были разгружены, это привело к пробке на морях. И, соответственно, пришлось работодателям пойти на уступки. Рабочим начали устраивать перерывы каждый час по 15 минут. Им начали давать холодную воду, если температура превышала 30 градусов на улице, и ставили шезлонги, чтобы они могли во время перерыва уйти в тень", – отметил историк Ханджян.
Позже к рабочим присоединились школьники
Казалось, после этих уступок народные волнения должны сойти на нет. Но не тут-то было. Жара не отступала, а вслед за взрослыми в начале сентября 1911-го взбунтовались школьники – взяв пример с родителей. Детская революция уже почти не имела отношения к погоде. Ее основными лозунгами были: "Долой домашние задания!" и "Нет телесным наказаниям!". В ту пору в Британии школьников часто пороли за провинности на уроках. А многие из них после учебы подрабатывали, чтобы помочь семье. Но в какой-то момент благие намерения детей обернулись беспорядками.
"Многие дети начали заниматься мародерством, это была неуправляемая толпа. Был инцидент, когда разбили винную лавку, разбили там все вино в поисках воды. Воду дети в итоге нашли и утолили свою жажду. На досках в школе дети писали, что любой мальчик, который не присоединяется к забастовкам, будет убит толпой протестующих", – рассказал историк Ханджян.
Школьный бунт широко освещали газеты, лишь подливая масла в огонь. Детские протесты затронули 62 города королевства, но, хоть и были массовыми, довольно быстро сошли на нет. Подавили их не власти, а родители.
В большинстве случаев хватало обычного ремня, чтобы охладить воинственный пыл юных революционеров. А в середине сентября 1911-го в Европу наконец пришла осенняя прохлада и – совпадение или нет – но вместе с этим окончательно улеглись и народные волнения.

