Фото / Видео: © РЕН ТВ / РЕН ТВ
Ошибка доктора Хафа: вместо лечения девушки врач снял с нее кожу для переплета
Оригинальный сборник Судьбы души писателя Уссе сделан из человеческой кожи
Лечили туберкулез, а нашли… червей. Летом 1868 года в Центральную больницу Филадельфии поступила 28-летняя Мэри Линч. С каждым днем состояние пациентки ухудшалось. Молодая женщина буквально угасала на глазах. Мэри мучил невыносимый кашель. Она стремительно теряла вес. Спасти ее так и не смогли.
Только после вскрытия врач Джон Стоктон Хаф увидел, почему лекарства от чахотки не помогли. В грудной полости женщины он обнаружил необычные уплотнения, которые кишели червями. Оказалось, что Мэри Линч съела испорченное мясо и заразилась трихинеллезом. При тяжелом течении болезни происходит поражение внутренних органов и центральной нервной системы.
Это открытие шокировало врача. Он решил оставить в своей лаборатории хотя бы частичку Мэри Линч. И снял кожу с ее бедер. Через несколько лет доктор использовал этот жутковатый материал для переплета трех любимых медицинских книг о женском здоровье.
Правда ли, что в середине XIX века это была распространенная практика? Чья кожа обычно шла в ход для переплетения книг? За какие "ошибки прошлого" пришлось извиняться сотрудникам Гарвардской библиотеки? Об этом рассказали в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Первокурсников Гарварда посвящали в студенты книгой из человеческой кожи
Французского писателя Арсена Уссе знают немногие. Однако его философский сборник "Судьбы души" одно время был едва ли не самой востребованной книгой в библиотеке Гарварда.
В старейшем университете США оригинальное издание XIX века использовали для посвящения в студенты. Старшекурсники просили новичков достать эту книгу, а затем сообщали, что она переплетена человеческой кожей. Долгое время считалось, что это лишь страшная легенда. Но в 2014 году ученые расставили все точки над i.
"В сравнении с другими кожаными переплетами, которые делаются из телячьей кожи или свиной кожи, книга Уссе была из очень мягкой кожи и имела необычный светло-желтый цвет. Ученые из Гарварда провели ряд молекулярных исследований на крошечных лоскутах кожи и установили нахождение в этом биологическом материале протеинов, которые характерны только коже и эпителию человека", – рассказал кандидат юридических наук Тимур Соколов.
Оказалось, что книгу больше ста лет назад переплел друг писателя – врач психиатрической больницы. Для этого он использовал кожу пациентки, умершей от сердечного приступа.
"Формально это останки человека…"
Шокирующие результаты научного расследования сайт Гарвардской библиотеки назвал "хорошей новостью для библиоманов и каннибалов". Такой циничный юмор оценили не все. Вуз обвинили в унижении человеческого достоинства.
Спустя десять лет сотрудникам библиотеки пришлось публично извиниться за "ошибки прошлого". Скандальную книгу изъяли из общего доступа, а жуткий переплет сняли. Вот только что теперь делать с этой кожей – никто не знает.
"Формально это останки человека, они подлежат захоронению. Тем не менее мы не знаем, что это была за пациентка, кому принадлежала эта кожа. И сегодня в Гарварде это очень большой, серьезный, в первую очередь этический вопрос", – отметил кандидат юридических наук Тимур Соколов.
Кто и зачем в XIX веке торговал покойниками
Книги из человеческой кожи есть во многих старых библиотеках и в частных коллекциях. Вплоть до конца XIX века подобные издания никого не удивляли.
Так называемый антроподермический переплет чаще всего применяли для оформления трактатов по анатомии. В качестве материала использовали кожу препарированных трупов. Так, например, переплетал свои научные труды американский анатом Джозеф Лейди.
"Пожалуй, самая известная книга Джозефа Лейди, которую он переплел, – это его собственный трактат об анатомии человека. И вот этот экземпляр он считал особо ценным и передал его в дар музею. Ему это виделось каким-то особым подходом, потому что книга об анатомии человека была переплетена кожей человека, солдата, погибшего в Гражданской войне", – сообщил доктор культурологии, член научного совета РАН по изучению и охране культурного и природного наследия Алексей Кыласов.
Во времена Джозефа Лейди были весьма своеобразные представления о врачебной этике. То, что сегодня мы бы назвали надругательством над покойником, в XIX веке воспринимали как норму.
Человеческое тело, попавшее на прозекторский стол, медики считали своей собственностью, которой можно распоряжаться как угодно. Но вскрывать в научных целях трупы без согласия умерших или их родственников было нельзя. Поэтому врачи и анатомы вели настоящую охоту на мертвецов.
"В истории известны случаи, когда подобного рода исследователи платили денежные суммы, достаточно серьезные суммы тем людям, которые ночами раскапывали могилы, черным гробокопателям. И эти гробокопатели приносили на прозекторский стол трупы недавно похороненных людей", – уточнил кандидат юридических наук Тимур Соколов.
Как убийца и грабитель оказались на обложке в буквальном смысле
В анатомическом музее Эдинбургского университета почти 200 лет хранится посмертная маска Уильяма Берка и записная книжка, обтянутая его кожей.
Так в Шотландии увековечили память о душегубе, который продавал тела своих жертв для анатомических опытов. На счету Берка 16 убийств, совершенных вместе с напарником. Их жертвами становились в основном бродяги и нищие – те, кого никто не искал.
Это громкое дело побудило британские власти разрешить хирургам легально получать тела бедняков, умерших в богадельне или на улице. Именно их кожей чаще всего обтягивали медицинские книги. Правда, некоторые переплетчики жаловались на низкое качество такого материала.
"На один переплет могло уйти больше, чем кожа одного человека. В силу того, что не использовались куски с родимыми пятнами, со шрамами, по самой простой причине: потому что они были непригодны, они могли порваться. И естественно, что выбирали куски кожи, не подверженные внешнему или внутреннему воздействию, так как какие-то ссадины, какие-то там прыщи, родинки", – подчеркнул доктор культурологии Алексей Кыласов.
Единственный человек, который добровольно пожертвовал свою кожу для антроподермического переплета, – Джордж Уолтон. Американец, который грабил одиноких путешественников. Он умер за решеткой в 1837 году. Но перед смертью Уолтон надиктовал мемуары начальнику бостонской тюрьмы и завещал издать их. А первый экземпляр – обтянуть кожей автора.
Самый известный преступник Англии после смерти стал музейным экспонатом
Кожей преступников обтягивали не только их мемуары, но и уголовные дела. В 1827 году Англию потрясло убийство молодой женщины. Марию Мартен застрелил ее возлюбленный Уильям Кордер, от которого она родила ребенка вне брака.
Поводом для убийства стало нежелание жениться. Незадолго до этого Кордер пообещал любовнице, что они уедут в другой город и тайно обвенчаются.
"Уильям предложил план: под покровом ночи они должны встретиться в помещении, которое в силу красного цвета черепицы называлось красным амбаром. Там Мария должна была переодеться в мужское платье, и они должны были бежать в соседнее графство, а то и дальше. Тем не менее, когда мачеха проводила Марию в этот амбар, история обрывается, Марию больше с тех пор не видели", – рассказал кандидат юридических наук Тимур Соколов.
Останки Марии Мартен нашли только год спустя – в яме рядом с амбаром. По легенде, девушка явилась во сне мачехе и указала, где искать ее тело. К тому времени Кордер успел жениться на другой и жил в соседнем графстве.
Поначалу он отрицал причастность к смерти бывшей возлюбленной, но вскоре во всем сознался. Убийцу приговорили к повешению. По сообщениям британских газет, на публичную казнь собралось от 7 до 20 тысяч зрителей.
"История о красном амбаре была запечатлена в британской литературе. Она стала мотивом для множества лирических баллад, для пьес, для местных театров. А веревка, на которой был повешен Кордер, позже продавалась на аукционе по цене одна гинея за кусок 20 сантиметров", – добавил кандидат юридических наук Тимур Соколов.
Красный амбар, где Кордер расправился со своей жертвой, стал туристической достопримечательностью. А скелет преступника долгое время был экспонатом Хантерианского музея в Лондоне.
Лишь в 2004 году останки убрали с выставки и кремировали. Но в музее Мойс-Холл в графстве Саффолк до сих пор хранится книга о судебном процессе над Уильямом Кордером, переплетенная кожей одного из самых известных убийц в истории Англии.

