window.yaContextCb = window.yaContextCb || []

Последние
новости РЕН ТВ

var checkIsTestPage1 = false; window.YaAdFoxActivate = function (id) { var mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; var targetBanner = document.getElementById(id); if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var templatePuid = document.getElementById('latest-news-script-template') // console.log('puid-eight', templatePuid.dataset.puideight) // console.log('puid-twentyone', window.localStorage.getItem('puid21')) // puid2: '229103', var params = { p1: 'bzirs', p2: 'fulg', puid8: window.localStorage.getItem('puid8') || templatePuid.dataset && templatePuid.dataset.puideight || 0, puid12: '186107', puid21: window.localStorage.getItem('puid21') || 0, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', }; const pk = window.localStorage.getItem('pk'); if (pk) { params.pk = pk; params.pke = '1'; } var adfoxCodeParams = { ownerId: checkIsTestPage1 ? 241452 : 264443, containerId: id, params: checkIsTestPage1 ? { p1: 'ddomt', p2: 'fjgb' } : params, onRender: function() { targetBanner.classList.add('adfox-init'); setTimeout(function() { var iframe = targetBanner.querySelector('iframe:not([style^="display"])') || targetBanner.querySelector('div > a > img') || targetBanner.querySelector('yatag > img') || targetBanner.querySelector('table td > yatag'); if (iframe && iframe.offsetWidth >= targetBanner.offsetWidth - 2) { targetBanner.classList.add('adfox-nopadding'); } }, 200); } }; var existBidding = window.Ya.headerBidding.getBidsReceived().map(elm => elm.containerId) || []; if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes(id) && !mql.matches) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { code: id, bids: [ { bidder: "adriver", params: { placementId: "30:rentv_240x400" } }, { "bidder": "sape", "params": { "placementId": "836082" } }, { "bidder": "bidvol", "params": { "placementId": "37227" } }, { bidder: "hybrid", "params": { "placementId": "6602ab127bc72f23c0325b07" } }, { bidder: "adfox_adsmart", params: { p1: "cqgva", p2: "hhro" } } ], sizes: [ [240,400], [300,600] ] } ]); window.loadedAdfox(id) } if (!existBidding.includes(id)) { if (!mql.matches) { window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); window.yaContextCb?.push(() => { Ya.adfoxCode.createAdaptive(adfoxCodeParams, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } if (window.DeviceOrientationEvent) { window.addEventListener('orientationchange', orientationChangeHandler); function orientationChangeHandler(evt) { mql = window.matchMedia('(orientation: portrait)') || { matches: false }; if (mql.matches) { if (targetBanner.classList.contains('adfox-init')) { window.Ya.adfoxCode.initialize(id); } else { setTimeout(function() { window.YaAdFoxActivate(id); }, 0); } } else { window.Ya.adfoxCode.destroy(id); } } } } };
10:26
Фото / Видео: ©

Космическая музыка: как звучит столкновение черных дыр

Физик Шевцов: полученный при слиянии черных дыр звук можно послушать

Космический телескоп "Джеймс Уэбб" обнаружил, что древние галактики выглядят так, как будто их не должно существовать. Это говорит о том, что наша Вселенная может находиться внутри черной дыры.

Но как тогда объяснить Большой взрыв? Что будет, если две черные дыры столкнутся? Можно ли заглянуть за горизонт событий и разгадать тайны физики? Об этом – в программе "Тайны Чапман" с ведущей Анной Чапман на РЕН ТВ.

Что, если черная неизвестность – это не конец, а начало?

Некоторые ученые предполагают, что внутри сверхмассивной черной дыры может скрываться целая Вселенная.

"Вот мы, сидя здесь, на самом деле, может оказаться, находимся внутри, в недрах сверхмассивной черной дыры", – полагает ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.

Эта гипотеза кажется безумной, но она логично объясняет некоторые загадки. Например, природу Большого взрыва. Эта гипотеза строится на предположении о том, что в некой Вселенной произошло образование черной дыры, в результате которой внутри этой черной дыры была образована новая Вселенная.

"Если в черной дыре находится наша Вселенная, то почему наша Вселенная не может находиться в черной дыре какой-нибудь другой Вселенной, параллельной?" – рассуждает старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН, кандидат физико-математических наук Николай Железнов.

ФОТО: Кадр программы "Тайны Чапман" , РЕН ТВ

Эта мысль приводит к самой радикальной гипотезе, уходящей корнями в работы Стивена Хокинга.

"Существует гипотеза, согласно которой наша Вселенная находится внутри черной дыры. Данная гипотеза строится на предположении о том, что мы не можем покинуть границы нашей Вселенной, по аналогии, как мы не можем покинуть границы черной дыры", – пояснил заведующий лабораторией передовой инженерной школы МГТУ имени Баумана Андрей Беляев.

Большой взрыв в таком случае можно было бы рассматривать не как рождение из ничего, а как коллапс вещества в другой Вселенной. Этот процесс и привел к зарождению нашего мира.

"Она опирается на то, что есть черная дыра, и внутри есть Вселенная. Эта Вселенная эволюционирует так, что изменения происходят циклически. То есть эта Вселенная сжимается, и то, что мы наблюдаем, это, может быть, один из циклов существования нашей Вселенной. Доходит до какого-то предела, и потом снова. И вот таким образом этот цикл продолжается", – отметил Натан Эйсмонт.

Эта теория кажется фантастической, но логичной. Она объясняет, что было до Большого взрыва, избегая понятия бесконечно плотной точки, где наука бессильна.

Наша Вселенная – не единственная

"Сейчас какая самая серьезная трудность с принятием Большого взрыва? Подавляющее большинство сейчас принимает эту теорию, потому что ничего лучше не удается придумать. Что-то придумывают, но оно оказывается хуже, чем эта теория. Предлагается теория, что в действительности Вселенная находится внутри сверхмассивной черной дыры, и там эта Вселенная живет циклической жизнью, то есть она сжимается и расширяется", – добавил Эйсмонт.

Эта гипотеза предлагает альтернативу Большому взрыву. Она гласит: Вселенная не рождалась в момент сингулярности, а существует в бесконечном цикле. То расширение, которое мы наблюдаем сегодня – это просто очередная фаза вечного круговорота. Таким образом, нам не нужно объяснять, как вся материя возникла из бесконечно малой точки. Она всегда была здесь, постоянно преобразуясь.

ФОТО: Кадр программы "Тайны Чапман" , РЕН ТВ

Всю жизнь мы смотрели немое кино о Вселенной, а теперь внезапно включили звук. Ученые услышали, как звучат гравитационные волны. Это не просто рябь пространства-времени, а наш первый слуховой аппарат для космоса. Мы можем услышать то, что никогда не увидим: оглушительный грохот столкновения черных дыр, рождение новых монстров в полной темноте и тихий гул самого мироздания.

"В английском языке это называется "чирп". По сути, это такой сигнал, который увеличивается по частоте. По-русски можно сказать, как будто бы спичкой чиркнул, то есть звук с увеличивающейся частотой. Можно послушать этот звук, который был получен при слиянии этих черных дыр", – отметил научный сотрудник МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук Владислав Шевцов.

Роль черных дыр во Вселенной не ограничивается грандиозными катаклизмами

Астрономы все больше приходят к выводу, что эти объекты – не побочный продукт эволюции галактик, а их архитекторы и правители.

"В центре любой галактики есть сверхмассивная черная дыра. Она может быть в разных состояниях, но управляет тем, что происходит внутри этой галактики", – рассказал Шевцов.

Черные дыры – это не просто ловушки для света, скрытые в центрах галактик. Они больше похожи на невидимые двигатели, которые помогают этим галактикам формироваться и оставаться стабильными.

В начале жизни галактики ее центр – это хаос из раскаленного газа, готового превратиться в миллионы новых звезд. Но здесь просыпается черная дыра. Начиная поглощать вещество, она выделяет колоссальную энергию. Эта энергия разогревает газ и разгоняет его прочь от центра, как гигантский вентилятор.

ФОТО: Кадр программы "Тайны Чапман" , РЕН ТВ

"Небольшие черные дыры никак не влияют. Это просто обычное рядовое тело с массой нескольких десятков масс Солнца. Но оно движется в галактике, просто невидимо. А вот сверхмассивные черные дыры действительно влияют на формирование галактики, как центр, который притягивает к себе все окрестности", – пояснил физик Железнов.

В результате черная дыра не дает галактике "перекормить" свой центр. Она останавливает безудержное рождение звезд, экономя топливо на миллиарды лет вперед. Без этого тормоза галактика быстро бы истратила весь свой газ и начала угасать.

"Она нагревает газ вокруг себя, из-за чего подавляет процессы звездообразования. Кроме того, вокруг черной дыры вращаются звезды, и гравитация черной дыры влияет на движение звезд. Таким образом, черная дыра влияет на процессы звездообразования. Она может их как подавлять, так и ускорять", – объяснил Андрей Беляев.

Колоссальная гравитация черной дыры работает как невидимый скелет – упорядочивает движение звезд, не давая галактике потерять форму и рассыпаться. Так что черная дыра – это не просто пылесос, а скорее гравитационный дирижер. От ее ритма зависит существование и будущее всей звездной системы.

Сколько еще тайн хранят черные дыры?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, нужны новые технологии, более мощные телескопы и более чуткие детекторы. Именно они помогут разглядеть то, что сегодня скрыто от наших глаз, и превратить туманные догадки в ясное понимание.

"Квантовые компьютеры, сверхчувствительные телескопы – это все шаги в направлении объяснения непонятных составляющих в теории существования нашей эволюции Вселенной", – рассказал ученый РАН Эйсмонт.

Будущее изучения черных дыр лежит на нескольких путях. Во-первых, это создание все более мощных телескопов, работающих в различных диапазонах – от радио до гамма-лучей. Чем больше мы соберем данных об аккреционных дисках и джетах, тем точнее поймем физику процессов, происходящих у горизонта событий.

ФОТО: Кадр программы "Тайны Чапман" , РЕН ТВ

"Будем стремиться к увеличению чувствительности наших ПЗС-камер, проникающей способности, потока точности наблюдений. В первую очередь надо зафиксировать достаточно слабые потоки энергии, слабые слои излучения. В частности, мы хотим, конечно, зафиксировать излучение Хокинга. Я думаю, что это дело ближайших десятилетий, поэтому тут не надо, как говорится, придумывать что-то сверхъестественное", – заявил физик Железнов.

Во-вторых, это развитие гравитационно-волновой астрономии. Новые обсерватории, такие как LISA – космический лазерный интерферометр – позволят улавливать слияния не только черных дыр звездной массы, но и сверхмассивных гигантов в центрах галактик, что откроет совершенно новую эру в астрофизике.

"Конечно, если действительно пофантазировать очень далеко, вдруг когда-то мы сможем настолько мощные двигатели сделать, что сможем прилететь поближе к этой черной дыре и посмотреть на нее, можно сказать, вживую", – предположил физик Шевцов.

Следующий прорыв ждет нас в мире вычислений

Мощнейшие квантовые компьютеры и суперкомпьютеры будущего станут нашими "цифровыми лабораториями" для изучения черных дыр. Они смогут симулировать то, что мы никогда не сможем увидеть вживую: смоделируют пространство-время на краю горизонта событий и проверят, как ведет себя материя в условиях чудовищной гравитации. Именно так мы, наконец, сможем заглянуть в квантовую природу гравитации – главную загадку современной физики.

ФОТО: Кадр программы "Тайны Чапман" , РЕН ТВ

"Современные квантовые компьютеры позволяют скорость расчетов увеличить в тысячи раз. Это невозможно себе представить, но это действительно так. А что такое моделирование? Эти варианты мы просчитаем. Если раньше варианты невозможно было просчитать, теперь это за секунды делается", – уточнил Натан Эйсмонт.

Черные дыры – это не просто космические монстры. Это величайшие физические лаборатории, где проверяются и ломаются наши представления о реальности. Они – ключ к пониманию гравитации, квантовой механики, рождения и, возможно, смерти Вселенной.

Черные дыры – это не конец, а начало. Они могут быть строительными блоками Вселенной, источником темной материи или даже "колыбелью" новых миров. Черные дыры бросают вызов законам физики и помогают нам понять, как устроен космос. Возможно, в их темноте скрыты ответы на главные вопросы. Несмотря на миллионы открытий и тысячи научных прорывов, мир вокруг все еще полон неизведанного.

Тайны Чапман

Выпуски «Тайны Чапман»

Смотрите также

((counterHostname) => { window.MSCounter = { counterHostname: counterHostname }; window.msCounterExampleCom = {}; window.mscounterCallbacks = window.mscounterCallbacks || []; window.mscounterCallbacks.push(() => { window.msCounterExampleCom = new MSCounter.counter({ account: "ren_tv", tmsec: "ren_tv", autohit: false }); }); const newScript = document.createElement("script"); newScript.onload = function () { window?.msCounterExampleCom?.hit?.(); }; newScript.async = true; newScript.src = `${counterHostname}/ncc/counter.js`; const referenceNode = document.querySelector("script"); if (referenceNode) { referenceNode.parentNode.insertBefore(newScript, referenceNode); } else { document.firstElementChild.appendChild(newScript); } })("https://tns-counter.ru/");
window.yaContextCb?.push(()=>{ Ya.adfoxCode.create({ ownerId: 241452, containerId: 'adfox_16796574778423508', params: { pp: 'i', ps: 'ccup', p2: 'iedw' } }) })