Фото / Видео: © РЕН ТВ
От пороха до динамита: как китайское изобретение перевернуло строительство
Историк Бабенко: до изобретения взрывчатки горы крошили огнем
Только в кино взрыв – это что-то очень простое и спонтанное, когда герой соединяет два проводка, происходит бум – и все готово, цель достигнута. В реальной жизни перед взрывом проводится огромное количество расчетов. Подготавливают сложную технику, которая занимается закладкой взрывчатки. И в этом участвуют сотни людей.
Подробнее о взрывах и взрывчатке – в программе "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным и Владиславом Рябовым на РЕН ТВ.
Метр за неделю: до взрывчатки горы крошили огнем
В масштабах истории человечества взрывчатка – относительно недавнее изобретение. До ее появления люди крошили горы огнем.
"Вот представьте себе, у подножия скалы разводят огромный костер. Камень нагревается до такой степени, что даже краснеет. А потом его резко обливают водой, порой даже обливали уксусом. И от перепада температуры скала трескается, крошится. Дальше в ход шли клинья, кирки, молоты. Работа такая, знаете, адская", – рассказал историк Никита Бабенко.
Темпы были, прямо скажем, черепашьи. Метр скалы могли ковырять неделю, а то и больше. В IX веке китайцы придумали порох.
С этого момента не только горное дело, но и строительство вышло на принципиально новый уровень. Тоннели, каналы, плотины, котлованы под небоскребы – ничто не обходится без взрывных работ.
Большой красной кнопки, к сожалению, нет: как готовятся к взрыву
Сначала заряд закладывали как придется, теперь это целая наука. И начальник буровзрывного участка карьера "Центральный" Александр Сердюков в ней мастер.
– То есть как происходит вообще закладка? Буровая установка сначала забурилась. И потом в жидком виде взрывчатое вещество туда погружается? – спросил ведущий программы Владислав Рябов.
– Ну, если простыми словами сказать, да, – ответил Сердюков.
– А кто вот производит вообще расчеты, кто отвечает за то, сколько будет заложено взрывчатки, как этот, где этот взрыв будет происходить? – поинтересовался Рябов.
– У нас есть отдел горного планирования, – рассказал Сердюков.
Прежде чем выйти в поля, специалисты рисуют на бумаге, где и сколько зарядов нужно. Все тщательно высчитывают, проверяют и утверждают. Только после этого бурят отверстия в скале и закладывают взрывчатку.
– И самый главный вопрос – есть ли у вас кнопка такая большая красная, чтобы на нее нажать и все красиво взорвалось? – интересуется Рябов.
– Кнопка есть, но только она не большая и не красная, – заявил Сердюков.
– Очень жаль. Хотелось бы, знаете, так кинематографично, чтобы бабахнуло, как следует, у нас где-то на заднем плане.
Будто каменный дождь: взрывы опасны и торжественны
В этот раз зона отчуждения, то есть опасная территория, растянулась на 800 метров. Но даже с такого расстояния это был большой бум.
"Мы подъехали к месту взрыва, и теперь, знаете, становится понятно, для чего так строго и скрупулезно соблюдаются все эти требования безопасности. Дело в том, что здесь в радиусе, наверное, метров 500 как будто бы прошел просто каменный дождь. Тут абсолютно все, абсолютно все усеяно разлетевшимися осколками. И знаете, я рад, что мы не оказались где-нибудь рядом", – подчеркнул Рябов.
Взрывов стоит опасаться. А у специалистов по взрывному делу случаются осечки...
Где еще могут пригодится взрывы
В Канаде эксперты просчитались и устроили взрыв в и без того сейсмически неустойчивом месте. В результате спровоцировали землетрясения. И таким образом канадцы промахивались не один раз.
"Хуже всего пришлось канадцам в 1970-е годы. Сначала была серия землетрясений в провинции Альберта из-за добычи газа. В Британской Колумбии, Квебеке из-за строительства дамбы и затопления водохранилища", – отметил эксперт по безопасности Алексей Антонов.
Взрывники трудятся не только в карьерах и шахтах. Иногда они работают прямо у нас под носом, когда надо что-нибудь снести. Взрывают то, что обычным экскаватором никак не убрать. Мосты, старые заводы, высотки…
Иногда под раздачу попадают целые кварталы. Особенно в Китае. Там массово сносят так называемые чэн чжун цунь – "деревни в городе". В 2017-м за 20 секунд взорвали 36 домов в Чжэнчжоу.
"Метр влево, метр вправо, и кто-то может пострадать. Это действительно ювелирная работа. К сожалению, в мире хватает демонтажных эпизодов, когда все пошло, мягко говоря, не по плану", – поделился Антонов.
В апреле 2018 года в датском Вордингборге строители запланировали контролируемый снос старой 53-метровой силосной башни. Посмотреть собрался чуть ли не весь город. Но после взрыва башня пошла куда-то не туда.
Верхушка башни приземлилась на соседний новенький культурный центр. Никто не пострадал. Но демонтажники до сих пор не понимают, что же пошло не так? Они полгода все рассчитывали и уверяют, что ошибки не было. Так же думали специалисты американских ВМС, которые решили взорвать кита. Но зачем? И что из этого получилось?
Почему мертвого кита лучше взорвать
Туша мертвого кита – это бомба замедленного действия. Дело в том, что после смерти в теле животного в результате разложения выделяются аммиак, метан и сероводород.
"Тушу раздувает и, когда кожа не выдерживает давление, ее просто разрывает. Один из самых известных случаев произошел на Тайване в 2004 году. Мертвый кашалот взорвался прямо посреди города, когда его тушу перевозили", – подчеркнул Антонов.
Тайванцам не повезло, они запоздали с перевозкой мертвого животного. Зато американцы из Орегона сразу решили – зачем мучиться и тащить куда-то тушу, если ее можно обезвредить на месте? То есть взорвать самим. Поэтому в 1970-м полицейские и ВМФ нашпиговали динамитом тело 14-метрового кашалота весом более 7 тонн.
"Просто заложили взрывчатку под один бок кашалота, чтобы все в море унесло. 450 килограммов динамита. Под органическое тело. На ровном пляже. Физику в школе эти ребята явно плохо изучали", – рассказал Антонов.
В результате на округу обрушился целый град из ошметков кашалота. Больше всего не повезло местному жителю Уолту Уменховеру. На его новенький Олдсмобиль приземлился 100-килограммовый кусок жира и смял его в хлам.

