Фото / Видео: © www.globallookpress/Liu Chuntao / РЕН ТВ
Код масок: как по лицу в китайской опере вычисляют предателя, героя и злодея
Актер Шилей: движения сычуаньской оперы включают в себя элементы кунг-фу
Какие мысли приходят вам в голову при слове "опера": дородная певица, выводящая арии на сцене? Тогда вы разочаруетесь – китайская и, точнее, сычуаньская опера – это совсем другое. Нет, тут тоже поют – вот только представление больше похоже на акробатические номера с элементами фаер-шоу.
Какая тайна сычуаньской оперы охраняется государством? Об этом рассказали в программе "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным и Владиславом Рябовым на РЕН ТВ.
Причина международного скандала: кого обвинили в раскрытии секретов оперы
В Китае сычуаньская опера, или Чуаньцзюй – популярный театр. Хотя для европейца это пение – сомнительное удовольствие.
В сычуаньскую оперу ходят не как в театр, а как в чайную – зрители наслаждаются чаепитием и смотрят представления.
"Я покажу вам закулисье и раскрою все секреты сычуаньской оперы, кроме одного – какого, скажу потом. Нет, мне не жалко – дело в том, что он охраняется государством, и за его разглашение можно получить немаленький штраф и пожизненный запрет на работу в театре", – рассказал ведущий Владислав Рябов.
Дело в том, что в середине нулевых секреты сычуаньской оперы уже попадали в чужие руки и это стало причиной международного скандала. В продаже национального секрета обвинили гонконгского актера Энди Лау. Он учился у местного гуру и вполне мог поделиться его секретами с иностранцами.
"Однако его учитель за него вступился и сказал, что это не соответствует действительности. Поэтому вскоре этот скандал утих", – рассказала востоковед, китаист Анна Базарова.
Того, кто раскрыл тайны сычуаньской оперы, тогда так и не нашли. Но что же это за тайна такая?
Кунг-фу с чайником и смена "эмоций": бесценное сокровище Китая
Действо на сцене начинается с кунг-фу с чайником. Это смесь танца и боевого искусства, во время которого исполнители разливают гостям горячий напиток. Кстати, появились такие чайники не случайно. Во времена Троецарствия в Поднебесной их использовали, чтобы держать слугу на расстоянии от важных господ.
Но главное шоу начинается уже после чая.
"Вообще, без предварительной подготовки, конечно, очень тяжело понять этот сюжет – вот, например, актер ходил по кругу – что он хотел показать? И что означают цвета масок? Понятное дело, эмоции. Но какие?" – отметил ведущий Рябов.
Сычуаньская опера – бесценное культурное сокровище Китая. Яркое шоу, в котором иностранцев поражают танцы и обескураживает пение. Но главный его секрет – удивительная тайна смены масок. Актеры одним движением меняют личины с одной на другую. Но как им это удается и что они означают?
На самом деле в сычуаньской опере у каждой маски свое значение. Разобраться в них помогает особая система: черный цвет – искренность, красный – смелость, белый – коварство, зеленый – храбрость, синий – злость. А вот как актерам удается за секунду сменять одну эмоцию на другую? Это и есть главная загадка.
Самые опытные артисты могут незаметно сменить около 10 масок всего за 20 секунд. Но как?
В теории личины накладывают одну на другую и срывают легким движением руки. Но вот как это работает на самом деле – тайна за семью замками.
Кстати, все маски актеры шьют сами из шелка. Дело в том, что иногда количество масок на лице достигает 24 штук – и только шелк достаточно легкий и тонкий для того, чтобы все эти маски, наложенные друг на друга, выглядели естественно.
Девушки выступают в сычуаньской опере без масок
Конечно, не все участники выступления меняют маски одну за другой. Многие выступают просто в гриме. Как правило, без масок выступают девушки. Чжи Лиу – одна из них.
"На этот макияж я трачу где-то полчаса перед спектаклем. Я научилась наносить его еще в детстве, когда начала заниматься в театральной студии", – поделилась актриса Чжи Лиу.
Чжи Лиу еще ребенком грезила сычуаньской оперой.
По традиции, будущие артисты получают бесплатное жилье и питание в академиях или даже домах своих учителей.
Мало кто знает, но знаменитый китайский актер Джеки Чан был студентом такой оперной школы в Гонконге и именно там увлекся боевыми искусствами.
"Движения сычуаньской оперы во многом схожи с кунг-фу и медитацией. Во время репетиций мы удерживаем каждую позу по 30–40 минут – это требует хорошей физической формы", – отметил актер Чжан Шилей.
Владислав Рябов решил поупражняться с китайским веером, считая, что это достаточно просто. Актер Шилей показал ведущему движения.
"Знаете, если бы здесь не было камеры, мне кажется, он бы меня уже по голове бил этим веером. Потому что я тугой, как лук Робин Гуда, оказался в китайских танцах", – резюмировал Владислав Рябов.

