Фото / Видео: © Zuma\TASS / РЕН ТВ
Жертвы и проклятия: от туристов скрывают темное прошлое "святых" площадей Непала
Культуролог Грошкова: туристы не имеют права находиться в храмах Бхактапура
Ведущий Рябов находится в Катманду, в столице Непала, на главной площади Дурбар. И когда он попросил водителя отвезти его сюда, то чуть не уехал в другую сторону. А все потому, что в Непале три Дурбара, по одному на три главных города: Катманду, Патан и Бхактапур.
Но зачем стране три площади с одинаковыми названиями? Об этом рассказали в программе "Невероятно интересные истории" с Алексеем Корзиным и Владиславом Рябовым на РЕН ТВ.
Почему публичная казнь на Дурбаре в Катманду считалась благом
Раньше эти площади принадлежали трем разным королевствам. В 1768 году, после смерти правителя Джаяпракаша Маллы, его сыновья не смогли поделить престол и решили поделить страну на три части. У каждого была своя столица и свой дурбар, что в переводе означает "царская площадь".
Три площади все время соперничают между собой. И хотя все они в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, у каждой из них своя интересная история. Например, Дурбар в Катманду усеян красными кирпичными зданиями, которые раскиданы здесь хаотично, как выросшие после дождя грибы. А еще про эту площадь говорят, что она соединяет сакральное и земное.
На площади повсюду храмы, посвященные Шиве, Вишну, Ганеше и другим индуистским богам. Дурбар в Катманду – это священное место, где короновали монархов и отправляли на тот свет их врагов. Причем публичная казнь считалась высшим благом. Якобы она избавляла преступника от мук перерождения и высшей кары за грехи.
"То есть это очищение кармы. И устами короля говорит сам бог Шива", – добавила кандидат социологических наук Ирина Шорина.
К счастью, в наши дни карма преступников никого уже не волнует. Их не казнят, а просто сажают в тюрьму.
Обычно главная площадь – это символ страны, ее, как говорится, культурный код. Но если копнуть поглубже в истории некоторых площадей, то окажется, что у них довольно зловещее прошлое.
О том, что происходило на Дурбаре в Катманду, красноречиво напоминает идол Кала-Бхайрава. Это одно из разрушающих воплощений бога Шивы.
"Часто к Кала-Бхайраве приводили человека на допрос, чтобы он мог рассказать правду и не смог соврать, потому что тогда его точно настигнет божья кара", – объяснила культуролог Евгения Грошкова.
Те, кому скрывать нечего, поклоняются божеству, чтобы очистить карму. К идолу приносят фрукты, цветы и даже деньги. А потом идут с подношениями в соседний храм к едва научившемуся говорить ребенку. Но откуда такие почести?
Земное воплощение богини: какие испытания проходят маленькие Кумари
Раз в 6-8 лет в Катманду выбирают так называемую Кумари. Это маленькая девочка из касты ювелиров, которую считают земным воплощением богини Таледжу – покровительницы непальских королей. Но перед тем, как малышку признают инкарнацией божества, ей предстоят жестокие испытания.
"Например, она должна провести ночь среди отрубленных голов животных. Если у нее все хорошо, если у нее с психикой все хорошо, это воплощение богини, которая принимает жертвоприношение", – рассказала социолог Шорина.
После всех испытаний и обряда посвящения выбранная Кумари живет в храме и показывается народу только во время религиозных праздников. Но как только у девочки начинается переходный возраст, ее отправляют домой и выбирают новую инкарнацию богини.
"Меня научили, как благословлять людей, рассказали легенды. Мне нравится быть Кумари", – заявила Кумари Луниба Баджрачарья.
Луниба Баджрачарья стала Кумари в Бхактапуре в четыре года. Ее забрали из дома и поселили в храме на местном Дурбаре. А вместо родителей за ней стала присматривать няня, которая уже вырастила шестерых таких же девочек-богинь.
"Я причесываю ее, одеваю, наношу макияж, кормлю, слежу, чтобы она не упала с трона, когда люди приходят поклоняться ей", – рассказала няня Рукмини.
Родители живых богинь не против, что из их дочек делают кумиров. Во-первых, это очень почетно. А во-вторых, после того как девочка отслужит в храме, ей назначат пожизненную пенсию – 6 тысяч рублей, а это в два раза больше прожиточного минимума в Непале. Единственная трудность – это выдать бывшую Кумари замуж.
В народе считают, что тот, кто женится на ней, умрет через полгода.
А жители Бхактапура очень суеверны и не готовы идти на риск.
По легенде, на Дурбаре Бхактапура появляется убитая танцовщица
"Бхактапур – это самый индуистский из трех городов, где примерно 80% непальцев исповедуют индуизм, хотя здесь две религии. Сам город переводится как "город верующих" либо "город святых", но в храмы могут попасть только местные жители, в то время как фотографироваться рядом с храмом можно туристам, сидя на ступеньках. Остальные места для них внутри запрещены", – отметила культуролог Грошкова.
Зато ночью на бхактапурском Дурбаре одни туристы. Местные верят, что с наступлением сумерек приходить на главную площадь города опасно. Всему виной – очередная легенда.
"Возле Дворца 55 окон стоит статуя Уграчанди, которая воплощает богиню Кали в ее очень яростном виде. И так случилось, когда король казнил танцовщицу, которая танцевала лучше, чем его жена. И с тех пор есть поверье, что каждую ночь танцовщица выходит танцевать, и те, кто ее увидят, обречены на смерть", – рассказала Евгения Грошкова.
Чтобы освоить технику танка, нужны годы обучения
Несмотря на мистику и обилие древних храмов, Бхактапур – самая прогрессивная из трех непальских столиц. А главное ее достояние – народная техника живописи танка.
Рисунки в стиле танка иллюстрируют различные сцены из буддистских и индуистских сказаний. Но в последнее время этой техникой заинтересовались и западные художники. Они приезжают к местным мастерам учиться.
"Танка – это сложнейшее искусство. Я разделяю обучение на семь этапов, но чтобы стать настоящим мастером, понадобится на протяжении 12–14 лет почти каждый день уделять оттачиванию мастерства около 7 часов", – заявил мастер по танке Сунил.
Дворец Кешав Нараян Чоук не могут достроить сотни лет из-за проклятия
Самой древней столицей считается Патан. Местный Дурбар спланирован в форме "колеса закона" – главной эмблемы буддизма. А ее центр – старейший дворец в Непале – Кешав Нараян Чоук. Местные гиды рассказывают, что под ним скрыта целая сеть тоннелей, через которую можно добраться до любой точки в городе.
"Там есть подземные особые помещения, где проводились тайные обряды, о которых простые люди не должны были знать. В Гималаях это чаще всего было связано с жертвоприношениями и другими практиками, которые для европейцев считаются дикими и необычными", – рассказала социолог Шорина.
Как и многие древние достопримечательности Непала, дворец Кешав Нараян Чоук связан с мистикой и загадочными смертями. По легенде, когда строительство резиденции подходило к концу, король Сиддхи Нарасимха Малла приказал казнить архитектора, чтобы тот больше не смог создать ничего подобного. Но перед смертью зодчий успел наложить проклятие на свое творение и самого правителя. Вскоре король умер при загадочных обстоятельствах, а сам дворец уже сотни лет никак не могут достроить до конца.

