Фото / Видео: © РИА Новости/Илья Тимин / РЕН ТВ
Газ, нефть, никель и война: кто первым получит богатства Арктики
Географ Тишков: на Северной Земле основное строительство Россия начала в 1980-м
Битвы за Арктику не избежать! Льды тают, и приарктические страны уже гонятся за ее богатствами. Мы не исключение. Ведь запасы полезных ископаемых там невероятные: более 20% всего мирового запаса газа, 15% – нефти, а еще – уголь, никель и медь. По сути, подо льдами целая сокровищница. Но кому она достанется?
Подробнее – в программе "Неизвестная история" с Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Суровая красота, вечная мерзлота: что из себя представляет Арктика
Северный полярный круг – условная граница Арктики. За ней – вечная мерзлота и около четырех миллионов жителей. И пять из шести крупнейших арктических городов – наши.
Хотя Арктика занимает пятую часть территории России, она по-прежнему остается самым малонаселенным и наименее исследованным регионом. Даже добраться туда – испытание, ведь путь к островам сковывают льды.
"Были моменты, когда мы даже пытались морозить сами себя в лед по глупости рулевого. На борту стоял рулевой, рулил на вахте. Вся остальная команда спала, а рядом с ним стоял фотограф. Они зашли в проход между льдов, и он за нами закрылся. Было очень страшно", – рассказал участник полярных экспедиций Евгений Ферштер.
Ферштер – видеооператор и покоритель Арктики. Однажды его позвали поснимать экспедицию, с тех пор он заболел вечными льдами и суровой красотой Севера. Правда, сам бороздит холодные воды не на ледоколах, а на арктической яхте под парусом.
"Арктические яхты, они, во-первых, имеют ледовую защиту, то есть достаточно мощный корпус в подводной части ниже ватерлинии. То есть на нашей яхте под водой было, по-моему, 8 миллиметров стали, а над водой там – 4–6", – делится он.
Экспедиции в страну ледников
Идти в Арктику безопасно с конца июля по сентябрь, потом начинаются штормы. Экспедиции длятся по три недели, а на подготовку уходят месяцы. Евгений сам организовывал походы – научные и туристические. Самый значимый – в 2010 году – "По следам двух капитанов" по мотивам романа Каверина.
В основу романа лег дневник штурмана шхуны "Святая Анна" Валериана Альбанова. В 1912 году судно под командованием исследователя Георгия Брусилова отправилось пройти Северный морской путь под российским флагом. Расходы экспедиции собирались покрыть за счет зверобойного промысла.
"Дошла она благополучно до Таймыра, где встретилась со льдом, вмерзла в лед, и дальше начался двухлетний дрейф. Вокруг судна – лед, выбраться они не могут, они просто сидели, доедали остатки продовольствия и дрейфовали в сторону Северного полюса", – говорит Ферштер.
Через два года судно отнесло выше уже изученной Земли Франца-Иосифа. Тогда штурман Альбанов решил идти по дрейфующему льду в сторону суши. С ним отправилась часть команды, и за три месяца они прошли более 400 километров. Выжили лишь двое – сам Альбанов и матрос Конрад. Спустя почти столетие Евгений с командой отправились искать следы тех, с кем Альбанов пошел от шхуны к Земле Франца Иосифа.
"Есть точка А, откуда они вышли, есть точка Б, куда они не пришли. Расстояние в целом не очень большое. А что проще-то? Мы высаживаемся на точку А, ставим себя на место этих людей, идем по самому адекватному маршруту и по дороге пытаемся найти хоть что-то. С 2005 года мы активно готовились", – делится Ферштер.
Как глобальное потепление помогло найти погибшего на шхуне "Святая Анна"
Экспедиция стартовала в 2010 году. На находки никто не рассчитывал – шли ради приключения. Но результаты удивили.
"Неожиданно для себя, наверное, обнаружили останки человека, одного, личные вещи и самое главное – документы, дневники, которые в целом неплохо сохранились", – отметил Евгений Ферштер.
Он не единственный, кто пытался найти погибших со "Святой Анны". Но именно его группе повезло. Почему же другие возвращались ни с чем? Ферштер уверен, помогло глобальное потепление.
"Бывает период похолодания, бывает период потепления. И в тот момент, когда потерялась группа Альбанова, это был период как раз достаточно холодного похолодания. Все было в ледниках. И человек, которого мы нашли, я больше чем уверен, он провалился в ледовую трещину. И там тихо лежал, "ждал" нас. И как раз за несколько лет до нашей экспедиции именно этот ледник растаял", – рассказал он.
Сейчас Евгений с товарищами сами организовывают экспедиции на Землю Франца-Иосифа. Ведь сегодня Арктика открыта и для туристов. Правда, это одна из самых дорогих экскурсий в мире.
Еще одно открытие: Северная Земля
Главные достопримечательности архипелага Франца-Иосифа – национальный парк, метеостанция и самое северное отделение "Почты России". Туристам дают пару часов на экскурсию, и отходить от разрешенного маршрута запрещено: Арктика хранит еще много тайн.
Однако под конец XIX века, когда Земля Франца Иосифа появилась на картах, казалось, что эпоха открытий закончилась. Исследователи считали, что изучили Северный Ледовитый океан вдоль и поперек. Но это не так.
"Кругом бескрайние снега и льды. Пронизывающий ветер добирается до самых костей и сбивает с ног. Скажем прямо, не самое веселое место. Но именно сюда, далеко за полярный круг, накануне Первой мировой войны вышли первооткрыватели самых северных земель нашей страны. Кстати, именно Северная Земля стала последним великим географическим открытием на планете", – отметил ведущий программы Борис Рыжов.
Архипелаг Северная Земля – самый северный уголок Азии. Размером с Бельгию или Албанию, он выглядит мрачно: темные камни, покрытые льдом, и лишь местами – северная растительность. В 2023 году архипелаг отметил 110 лет со дня открытия – совсем ничего по меркам картографии.
Первооткрыватель Северной Земли Борис Вилькицкий не считал свою находку выдающейся. Лишь удивлялся, почему никто до него не заметил архипелаг в 55 километрах от давно изученного Таймыра.
Изначально архипелаг назвали Землей императора Николая II, в Северную Землю его переименовали уже 1926-м. А затем там появились первые полярные станции.
"Была создана сеть полярных станций с запада на восток, более 30, в том числе и на Северной Земле. Но на самом деле, основное, так сказать, строительство станций на Северной Земле, так называемый Мыс Баранова, началось в 1980 году. И сейчас это одна из крупнейших международных станций, где ведутся наблюдения за климатом, за движением атмосферы, за льдами и прочее", – рассказал член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института географии Аркадий Тишков.
Как и на Земле Франца-Иосифа, карта Северной Земли остается незавершенной. Лед отступает и меняет очертания берегов. Так появляются новые острова – те, что еще только предстоит открыть.

