Фото / Видео: © РЕН ТВ / РЕН ТВ
Яблоко против невесомости: как Россия покорила космос
Ведущий Баженов: Циолковский создал оранжереи замкнутого цикла
Какое простое, но глубокое наслаждение – похрустеть зеленым яблоком ранним летом. Вот прямо ешь, скулы сводит, и чувствуешь, что ты на земле, на родине. Там, где должен быть. А в космосе как быть? Как откусить яблочко? А никак. А может быть, вполне возможно, что получится и откусить. Об этом задумывался еще ученый Константин Эдуардович Циолковский на заре космонавтики. Он предложил создать оранжереи замкнутого цикла, посадить там растения, которые поглощали бы углекислый газ, вырабатывали кислород и витамины для космонавтов. И все это в закрытой колбе. И опыты такие были. И очень даже успешные.
Как обеспечить космонавтов не только кислородом, но и свежими продуктами на орбите? И почему будущее космических станций – в замкнутых системах, роботах и сменных модулях? Рассказали в программе "Как устроен мир" с Тимофеем Баженовым на РЕН ТВ.
Как новая российская станция изменит космос
Модульная конструкция значительно повышает надежность
Функционально-грузовой модуль "Заря" запущен на орбиту в 1998 году. До стыковки с первым американским модулем Unity "Заря" и была всей Международной космической станцией. Сам принцип сборки и основная конструкция станции в своей основе наши, российские.
"А принципиально новое что-то было в орбитальных станциях второго поколения, это "Салют-6" и "Салют-7". Считайте, что "Мир" – это просто отмасштабированный шестой, там, седьмой "Салют". Его даже называли, кстати, "Салют-8" в свое время. И российский сегмент, собственно МКС, он построен на тех же самых технологиях. Это несколько модулей, которые сделаны по образу и подобию "Салюта-6", "Салюта-7", – подчеркнул старший научный сотрудник Музея космонавтики Павел Гайдук.
Вообще, даже Международная космическая станция для российской космонавтики – уже пройденный этап. Новую российскую космическую станцию построят на совершенно новом техническом уровне.
- Главное ее преимущество в том, что все модули станции можно будет менять по мере необходимости – пристыковывая их к узловому модулю.
- И, обновляясь таким образом, станция сможет работать на орбите сколь угодно долго.
"Значит, вот здесь перед нами – макет российской орбитальной станции. Ну, такой, конечно, сильно уменьшенный макет, где показаны такие ключевые модули. Ну, ключевой модуль – это вот, к которому стыкуются все остальные модули. Вот в центре можно увидеть. Ну и другие модули, они уже каждый со своим назначением. Самые важные, конечно, те, которые обеспечивают электроэнергией. Но это те, что с солнечными батареями. Все распределены, эти функции. Это повышает надежность. Один как-то забарахлил модуль, ну, пожалуйста, можно другой", – рассказал доцент базовой кафедры физики космоса Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт.
Полярная орбита открывает новые виды
Доставлять космонавтов на борт новой станции – задача многоразового космического корабля "Орел". Но в отличие от МКС, новая станция будет посещаемой. То есть предполагается, что основное время на ней будут работать роботы. Таким образом она станет первой в истории станцией-дроном. А с борта станции, в отличие от МКС, откроется совершенно новый, уникальный вид на Землю.
"Дело в том, что МКС ведь не видит всю Землю. Вот уже как-то несколько севернее Москвы, ну, скажем, до Архангельска уже, – едва-едва. Почему? Потому что наклонение не очень большое, 51,5 градуса. Если вы хотите увидеть всю Землю, вам нужно наклонение полярное – 90 градусов. Вот эта станция имеет наклонение даже больше чем 90 градусов. Но здесь тоже есть свои причины. Эта станция будет на солнечно-синхронных орбитах, в самых перенаселенных. И тогда вы можете наблюдать всю Землю", – добавил ученый Эйсмонт.
Легендарные двигатели НК-33 Королева используют и американцы
Стартует американская ракета Antares. Трудно поверить, но от Земли ее отрывают наши уникальные двигатели НК-33, построенные еще в семидесятых годах прошлого века.
"Также в музее в лунном зале можно увидеть знаменитый лунный двигатель НК-33, который предполагался к установке уже на пятом полете в сверхтяжелой ракете Н-1, которая должна была доставить человека на Луну. Этот двигатель говорит, собственно, своим видом практически все сам за себя. Это один из лучших двигателей в своем классе, керосинно-кислородном, на закрытой двигательной системе, из когда-либо созданных человеком вообще", – рассказал старший научный сотрудник Музея космонавтики Павел Гайдук.
В программе показали двигатели американской ракеты Super Heavy, которая все еще проходит испытания. А также те самые НК-33 на лунной ракете Н-1 конструктора Сергея Павловича Королева. На удивление похожая схема. Практически совпадает даже количество двигателей первой ступени – 33 и 30 соответственно. Правда, с разницей более чем в полвека.
"У этих двигателей НК-33 дальше была интересная история: они успели полетать на американских ракетах серии Antares, они успели полетать на наших отечественных ракетах "Союз-2.1В". Когда вместо пяти двигателей на первой и второй ступени у "Союза" снимают боковые блоки знаменитые и ставят один двигатель НК-33, потому что ему хватает тяги, чтобы всю эту ракету поднять", – подчеркнул Гайдук.
Российская частная компания проводит испытания ракетного двигателя, работающего на метане.
Метан почти не оставляет нагара и требует меньше времени на обслуживание двигателей между запусками.
Именно это и нужно для многоразовых ракет, которые разрабатывают под этот вид топлива.

