в удобном формате
Ураган "Дориан" обрушился на Багамские острова. Скорость ветра — 250 километров в час. Торнадо в китайской провинции Хайнань сметал все на своем пути. В 9 тысячах километрах к западу вулкан на итальянском острове Стромболи выстрелил в небо тоннами пепла, камней и песка. Во Владивостоке за одну ночь выпала треть месячной нормы осадков. И все это — за 10 дней сентября. Синхронные стихийные бедствия — один из многих пазлов в мозаике глобального изменения климата.
В лабораториях по всему миру ученые ищут способ охладить разогретую планету. Москва. Росгидрометцентр.
"Количество опасных явлений уже в 2,5–3 раза превышает количество за прошлое десятилетие", — говорит руководитель Росгидромета Максим Яковенко.
Германия. Потсдам. Институт полярных и морских исследований.
"Если лед Гренландии растает, то уровень моря может подняться на 7 метров", — заявляет Штефан Крузе.
США. Институт Карнеги в Стэнфорде. Ученые предлагают в ручном режиме управлять климатом. Это называется геоинженерией. Нобелевский лауреат Кен Калдейра снова и снова проверяет "погодные" формулы. Он редко дает интервью, но для нас делает исключение.
"Люди и так вмешиваются в климатическую систему Земли, сделав ее значительно теплее, чем это было сто лет назад. Идея геоинженерии — намеренно вмешиваться для корректировки негативного влияния парникового эффекта", — заявил климатолог, исследователь эволюции климата и глобального углеродного цикла и геоинженерии климата.
Кен Калдейра говорит, что для России охлаждение планеты имеет решающее значение.
"Важная причина для сохранения снега и льда: в мерзлоте хранится много замороженных опасных бактерий — в почвах Сибири и других частях Арктики. И эти почвы скрывают эти бактерии, ведь они потенциально могут подняться на поверхность", — заявил он.
Уже поднимаются. Микробиолог Виктор Малеев боролся с лихорадкой Эбола в Африке, изучал вспышки холеры и чумы. По его словам, сейчас опасность представляют оттаивающие скотомогильники на Ямале — они хранят споры сибирской язвы.
"Там около трех десятков людей заразилось сибирской язвой в этот период, один ребенок умер даже, и, конечно, что будет происходить с этими захоронениями, с этими зонами вечной мерзлоты, которые деградируют?" — говорит советник директора ФБУН Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора по научной работе.
Из-за потепления на территории России появляются инфекции, о которых раньше у нас и не слышали.
На этом видео волгоградские медики пытаются заново научить ходить Оксану Калашникову. Усилия врачей были напрасны: девушка так и не смогла подняться. Мама Оксаны вспоминает: сначала у дочери началась лихорадка. Потом стало трудно дышать. В итоге — реанимация и смерть.
"Врачи нам сами толком ничего не говорят… Вот, съездили в Москву, там нам поставили вот эти последствия лихорадки Западного Нила", — рассказала она.
Тяжелое заболевание, от которого нет вакцины, переносят тропические комары. Раньше в России им было холодно. Теперь они чувствуют себя прекрасно.
Южные регионы страны. В Ростовской области в этом году — 24 инфицированных. В Астраханской — уже 57. В 6 раз больше, чем в прошлом сезоне. Но комары-переносчики постепенно мигрируют на север — случаи инфицирования были в Воронежской области.
Даже привычный грипп стал опаснее. Ученые из Токио выяснили: потепление ослабляет иммунные реакции. Болеем дольше и тяжелее.
Так в НИИ вакцин и сывороток в Петербурге делают вакцину от гриппа. Нам разрешают войти сюда только в специальных костюмах. Вирусы ведут себя крайне агрессивно. Попав в новую для себя среду, не погибают, а мутируют. Они всегда на шаг впереди. Здесь в Петербурге производят вакцину от гриппа для Никарагуа. Работают над противоядием от штаммов "Брисбен", "Канзас", "Мэриленд". По названию местностей, где они были выделены. Но для России актуальной становится борьба с инфекциями, которые раньше считали экзотическими.
В центрально-американской лаборатории института изучают и те вирусы, которые станут угрозой для России в ближайшем будущем.
"Мы занимаемся такими заболеваниями, как денге, чикунгунья, Зика. Это спокойствие наше. Пусть лекарство не понадобится, но оно есть в запасе", — рассказывает замдиректора по научной работе СПбНИИВС ВМБА России Екатерина Жиренкина.
Лекарства от климатической катастрофы пока не придумали. А земной ландшафт за короткое время изменился до неузнаваемости.
Еще 19 лет назад Аральское море на границе Казахстана и Узбекистана выглядело вот так. Сейчас оно практически исчезло. Ледник Педерсен на Аляске. На фотографии 1917 года — снежные горы. Сейчас вместо льда — сочная трава. Гора Кори Калис в Перу. Так она выглядела 40 лет назад. Теперь здесь высокогорное озеро.
Аномально холодное лето в Центральной России и аномально жаркое в Европе — это первые тревожные сигналы.
Но результат будет один — прогноз швейцарских ученых. Летние температуры вырастут на 3,5 градуса.
В южных областях России исчезнут черноземы. Сельское хозяйство надо перестраивать уже сейчас: энтомологи обнаружили у нас 19 видов новых насекомых из тропиков. Уничтожают плодовые растения. Но хуже всего придется Юго-Восточной Азии, Индии и Китаю.
"На земле уже сейчас много людей, которым нечего есть, многие бегут из-за войны, из-за голода. В Китае у людей проблемы с рисовыми полями. Так что у многих даже уже сейчас проблемы при потеплении в один градус", — говорит Штефан Крузе.
Политологи говорят о климатическом апартеиде. Целые государства лишатся доступа к нормальной еде и питьевой воде. Это станет причиной вооруженных конфликтов.
"Мы, по сути, возвращаемся в эпоху Средневековья, когда уровень потребления, перечень продуктов, которыми питалась аристократия, питались элиты и питались массы, — существовал колоссальный разрыв", — говорит доцент НИУ ВШЭ Павел Родькин.
Плодородные земли просто уйдут под воду по всему миру. В Гренландии в конце июля всего за сутки жара растопила 11 миллиардов тонн льда.
По прогнозу ООН, уровень Мирового океана в течение ста лет действительно может подняться на 6,4 метра. В зоне затопления — Калининград, Владивосток, Венеция. На дне окажутся Нидерланды, большая часть Британии, Франции, Скандинавия превратится в цепочку островов. Как следствие — волна миграции.
Это происходит уже сегодня: мигранты из Центральной Азии, которых мы считаем трудовыми, могут называться "климатическими беженцами". Экология региона сильно изменилась.
"Если температура в мире вырастет на два градуса, а мы к этому точно идем, примерное количество мигрантов будет около 300 миллионов человек... А если на три градуса Цельсия вырастет температура, то это будет измеряться несколькими миллиардами человек", — считает директор Центра экономики окружающей среды и природных ресурсов НИУ ВШЭ Георгий Сафонов.
Времени все меньше. Кен Калдейра из Института Карнеги в США раскрывает нашей съемочной группе секрет своей модели управления планетой. Сразу предупреждает: это не климатическое оружие, а лекарство для Земли, которую лихорадит. Выглядит фантастически. Десятки транспортников должны распылять мельчайшие частицы — сульфаты — в стратосфере. Они как маленькие зеркала — будут отражать солнечную радиацию, тем самым охлаждая планету.
Что интересно, эта технология на основе советских разработок. В руках у Калдейры — книга геофизика Михаила Будыко.
"Будыко заметил, что Земля остывает после извержения любого большого вулкана. И он подумал: если люди хотят остудить, то почему бы не сделать то же, что делают вулканы", — говорит специалист.
Пока это — теория. Биологи ждать не готовы. Создают стратегические запасы семян — на случай катастрофы планетарного масштаба. Это — хранилище Судного дня в Якутии. Вечная мерзлота как естественный холодильник. Но не такой уж надежный, как показывает опыт последних лет.
Последний катаклизм мир пережил в XVII веке. Тогда извержение вулкана в Южной Америке привело к понижению температуры на планете на 1–2 градуса. Неурожаи стали повсеместными. Только в Москве от голода погибло 120 тысяч жителей. Сейчас речь о потеплении, но угрозы те же. До начала необратимых процессов, по подсчетам климатологов, осталось максимум 15 лет.